Поклонение
Универсальность поклонения: Так как мудрость создания сущего является поклонение Аллаху, то невозможно представить, что поклонение может ограничиваться смиренными земными поклонами пять раз в сутки, которые совершает каждый мусульманин, определенными днями в году, в которые он постится ради Аллаха, частью денег, которою он выплачивают для очищения имущества (закят) и паломничеством к запретной мечети, кто может, один раз в жизни.
Все эти виды поклонения, хоть и является очень значительными, занимают в жизни человека небольшой промежуток времени. Поэтому зададим себе вопрос, разумно ли прожить большую часть жизни без поклонения Аллаху, ради которого мы собственно и были созданы.
Утверждение, что поклонение в Исламе можно ограничить религиозными обрядами, без вмешательства в другие сферы жизни не состоятельно и опровергается священным Кораном. Как сказал Всевышний: (И мы ниспослали тебе книгу, разъяснением для каждой вещи). Так же он приказал своему посланнику открыто заявить: (Скажи: «Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть – ради Аллаха, господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я – первый из предавшихся».
Так же это утверждение опровергает чистая Сунна, которая затрагивает все аспекты нашей жизни. Абу Зарр (да будет Аллах доволен им) сказал: «Пророк,мир ему и благословение Аллаха, не оставил даже птицу, летающую на двух крыльях не упомянув о ней какую ни будь весть». Так же если мы глубоко вглядимся в книги ученых и богословов, в которых они разъяснили все учения и предписания Ислама, касающиеся всех сторон нашей жизни, мы поймем ошибочность этого утверждения.
Утверждение, что поклонение объемлет все сферы жизни известно каждому, кто хоть, сколько-нибудь знаком с исламской религией. Даже не мусульмане знают это.
Столпы поклонения: У поклонения есть три столпа, на которых оно воздвигнуто.
1. Абсолютная любовь по отношению к Аллаху:
Любовь к Аллаху является основой религии, опорой на которой зиждется поклонение в Исламе. Любовь по отношению к поклонению, то же, что и голова по отношению к птице. Как птица не может жить без головы, так и поклонение без любви к Аллаху является пустой.
Любовь, которая требуется – это не те нелепости и глупости, которые выдумали еретики, не измышления философов, не пустые утверждения суфистов, а любовь, связанная со смирение и возвеличиванием Аллаха, которая толкает человека, делать то, что любит Аллах. Он любит то, что любит Аллах, приходит в ярость оттого, что приводит Аллаха в гнев. Он подчиняется его приказам, воздерживается от его запретов, любит его приближенных и ненавидит его врагов. Единственный путь, через который человек может познать то, что любит Аллах и к чему он благосклонен или, что он ненавидит и приходит в гнев от него, — это Сунна посланника Аллаха,мир ему и благословени. Поэтому Всевышний сказал: (Скажи: «Если любите Аллаха, следуйте за мной, и вас полюбит Аллах»).
Если человек утверждает, что он любит Аллаха, и его сердце полно этой любви, но вместе с тем, он не следует тому, с чем пришел посланник Аллаха в Коране и чистой Сунне, то такая любовь не поможет ему в судный день. И это даже не любовь, а ложь, обман и пустые слова. Ученый Ибн Кассир (да смилостивится над ним Аллах) растолковал этот аят следующим образом: «Этот священный аят обвиняет каждого, кто утверждает, что он любит Аллаха, но не следует дороге Мухаммеда, что он лжец в своем утверждении, пока не начнет придерживаться во всех своих высказываниях и поступках нашего пророка,мир ему и благословение.
Пророк, мир ему и благословение, в достоверном хадисе говорит: «Кто сделал дело, несоответствующее нашим приказам, то оно будет отвергнуто». Поэтому Всевышний сказал: (Скажи: «Если любите Аллаха, следуйте за мной, и вас полюбит Аллах») т.е. вы получите больше чем ваша любовь к нему – это его любовь к вам. И это гораздо выше, чем ваша любовь к нему. Некоторые ученые сказали: «Дело не в том, чтобы любить, а в том, чтобы быть любимым». Аль-Хасан Аль-Басри сказал: «Люди стали утверждать, что они любят Аллаха, тогда Всевышний ниспослал этот аят испытанием для них». (Скажи: «Если любите Аллаха, следуйте за мной, и вас полюбит Аллах»).
2. Надежда и желание:
Когда человек покланяется Аллаху, следуя его посланнику, мир ему и благословение, ему необходимо надеется и желать вознаграждения Аллаха, ожидать только хорошего от его великой щедрости и огромной милости и стремиться к его милосердию и всеобъемлющему великодушию. Как сказал всевышний: (Истинно те, которые уверовали, которые переселились и сражались ради Аллаха, они надеются и желают милости Аллаха, Аллах прощающий, милосердный), (Кто надеется и желает встречи с Аллахом, то поистине срок, назначенный Аллахом, обязательно настанет и Он слышащий, знающий).
Если человек совершит грех, или ослушается своего Господа, то ему ни в коме случае нельзя отчаиваться в милости и прощении Аллаха. Наоборот, он должен немедленно раскаяться и надеется на прощение Аллаха. Всевышний сказал: (Скажи: «О рабы мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он – прощающий, милостивый!). Также в святом хадисе (хадис кудси) он сказал: (Я такой, как обо мне думает мой раб. Пусть думает обо мне, что хочет.)
Также вместе с надеждой на милость Аллаха, его награду и его прощение, человек должен поступать в соответствии с Шариатом, прилагать усилия в исполнении приказов Аллаха и в воздержании от его запретов. Как сказал Всевышний: (Кто надеется и желает встречи со своим Господом, пусть делает благие дела и не приобщает никого в поклонении своему Господу). А иначе, если надежда будет только на словах, а не на деле, то она превратиться в самообман и пустые мечты.
Надежда бывает трех видов:
Первые два вида восхваляются, а третий вид порицается.
1. Человек служит и поклоняется Аллаху со знаниями, надеется и желает прощения Аллаха, его милости, щедрости и великодушия.
2. Человек совершает грех, затем раскаивается, надеясь на прощение Аллаха, его милосердие и мягкость.
Обе эти два вида восхваляются.
3. Надежда человека, погрязшего в грехах, который желает милости и милосердия Аллаха без хороших деяний и раскаяния. Такая надежда обманчива и является пустой мечтой и самообманом.
Этот вид сильно порицается.
3. Страх.
Страх перед Аллахом является обязательным для каждого человека. Как сказал Всевышний: (Не бойтесь их, а бойтесь меня, если вы верующие), (И меня страшитесь), (Поистине, те, которые от смирения перед их Господом трепещут, и которые в знамения Господа своего веруют, и которые Господу своему не придают сотоварищей, и которые приносят то, что приносят, а сердца их трепещут от того, что они к Господу своему возвратятся, — это они стремятся к благам, и они достигнут их раньше.).
Сообщается, что ,Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды я спросила посланника Аллаха: «О, посланник Аллаха, человек, который упоминается в аяте: (и которые приносят то, что приносят, а сердца их трепещут) – это тот, который совершает прелюбодеяние, пьет вино и ворует?» Он ответил: «Нет, дочь наичестнейшего, — это человек, который постится, молится, дает милостыню и после всего этого боится, что Аллах не примет эти его дела».
Аль-Хасан Аль-Басри сказал про эта так: «Они жили, поклоняясь Аллаху, проявляли усердие, служа ему, и боялись, что все это будет отвергнуто. Верующий, делая благодеяние всегда в страхе, а лицемер, греша, чувствует себя в безопасности».
Страх, который требует Шариат от людей, — это тот, который удерживает человека от запретов Аллаха. Если же он перейдет границы необходимого страха в душе, то тогда он превратится в отчаяние и безнадежность на милость Аллаха и его милосердие. В свою очередь – это является приметой неверных, из-за того, что они думают плохо об Аллахе.
Между страхом и надеждой:
У каждого человека, страх и надежда должны быть вместе. Если есть страх, но нет надежды, то тогда это отчаяние и безнадежность. Как сказал Всевышний: (Поистине, отчаиваются в утешении Аллаха только люди неверующие!), (Кто, отчаивается в милости Аллаха, кроме заблудших?). А если есть одна только надежда, но нет страха, то тогда это чувство безопасности от хитрости Аллаха и самообман. Всевышний сказал: (В безопасности от хитрости Аллаха – только люди, потерпевшие убыток!).
Поэтому есть много указаний от Всевышнего, где он призывает человека объединить между страхом и надеждой, и хвалит того, кто сделал это: (Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к их Господу, кто из них ближе, и надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надо остерегаться!), (Разве тот, кто поклоняется в часы ночи, падая ниц и стоя, остерегается будущей жизни и надеется на милость своего Господа…), (Их бока отклоняются от их лож; они взывают к своему Господу со страхом и желанием).
Если человек боится Аллаха и надеется на его милость, то он всегда должен контролировать свое сердце. Если он боится, что страх может перейти в отчаяние, как, например, при болезни или совершении греха, то в таком случае надежда должна превалировать над страхом. Когда же есть опасение, что надежда может перейти в чувство безопасности от хитрости Аллаха, например при хорошем здоровье, или после совершения благих поступков, то тогда страх должен доминировать над надеждой. Если же человек не боится отчаяния в милости Аллаха, или безопасности от хитрости Аллаха, то тогда страх и надежда должны быть одинаковыми.