У тех, кто недавно принял ислам, есть свои права. И, в первую очередь, это право быть полноправным членом мусульманской общины – без каких-либо оговорок.
Мусульмане считают, что ислам существовал с начала времен, и является естественной религией человечества, посланной всем народам.
Каждый человек от рождения наделен глубинным знанием о существовании Единого Бога, который говорит со Своим Творением.
Мусульмане также верят, что в силу воспитания, под влиянием общества или культуры люди становятся христианами, индуистами или последователями других религий, проходя через обряды приобщения к этим религиям. А если бы человек следовал своей внутренней предрасположенности, то его естественной верой была бы вера в Единого Бога (Муслим, 6423)
Поэтому, будучи мусульманами, мы не говорим, что человек «принял ислам». Ислам говорит, что, делая свободный выбор в пользу ислама, человек возвращается домой, обретает свое первоначальное состояние, в котором он родился. Нельзя обратиться в религию, которая была вашей изначально.
Новые мусульмане или вернувшиеся/обращенные?
Таким образом, возникает вопрос, как называть людей, которые приняли ислам с течением времени. Если не называть их «обращенными», то тогда как?
К сожалению, справедливо отвергая слово «обращенный», многие мусульмане переходят на другое, столь же неподходящее слово – а для многих, кто принял ислам, еще и довольно обидное.
В английском мы часто используем слово «вернувшийся» (revert) в значении «вставший на прежний путь». Например, человек может вернуться к преступной жизни или снова начать курить. В англоязычной среде, если употреблен глагол «revert», это обычно значит, что человек «возвращается» не к чему-то хорошему, а, скорее, делает шаг назад. Таким образом, негативная коннотация налицо. Так можем ли мы называть тех, кто принял ислам всем сердцем и умом – «вернувшимися»?
Вероятно, для того, кто впервые употребил это слово в отношении новых мусульман, английский не был родным языком. Идея правильная, люди действительно вернулись в ислам, но слово неправильное, и оно может принести больше вреда, чем пользы.
Как мусульмане, мы должны понимать, что «новые мусульмане» (еще один термин) — это не проблема. Это не какой-то нелепый довесок к мусульманской умме, который когда-нибудь хорошо узнает ислам, а пока мы должны мириться с его недостатками и неосведомленностью. Нет! Это не мы, а Всемогущий Аллах призывает в ислам того, кого пожелает.
Прежде всего, мы должны понять и принять, что это полноценные мусульмане. Они на сто процентов мусульмане, а не люди, которые находятся на пути к тому, чтобы стать мусульманами. После произнесения шахады в полном сознании и по доброй воле, человек становится мусульманином — полноценным и стопроцентным.
Среди людей, принявших ислам и произнесших шахаду, много тех, кто годами задавал вопросы, читал. И многие из них знают об исламе гораздо больше, чем некоторые мусульмане, являющиеся мусульманами всю жизнь.
Многие новички в исламе быстро вливаются в даваат, рассказывая другим, что такое ислам на самом деле. Их истории часто становятся стимулом для других, а преданность и страсть вдохновляют и действуют куда более заразительно, чем «тепловатая» вера тех, кто является мусульманами от рождения.
Права новых мусульман
У новых мусульман есть права. Во-первых, — быть принятыми как полноправные и безоговорочные члены мусульманской общины. По мере накопления знаний и опыта в своей вере они смогут приносить много пользы, но они должны приобщаться к жизни общины с самого начала, для этого от мусульманских лидеров требуется мудрость, чтобы спокойно и постепенно ввести их в круг мусульман, и, возможно, найти для них роли, которые они смогут играть, сообразно своим талантам и дарованиям.
Новые мусульмане также имеют право на всестороннюю поддержку, в которой они нуждаются, чтобы расти как верующие. Всемогущий Аллах дал нам этих новых братьев и сестер, и наш долг – помогать и заботиться о них как о хрупких молодых растениях, пока их вера не окрепнет.
Все мы иногда совершаем ошибки. Новые мусульмане часто боятся сделать что-то неправильно на глазах у братьев и сестер, и ужасно смущаются, когда кто-то из общины указывает им на ошибку на виду у всех.
Со временем они научатся не ошибаться при совершении вуду (омовения перед намазом) и всегда входить в мечеть с правой, а не с левой, ноги. От младенца никто не ждет, чтобы он все знал от рождения – точно так новые мусульмане с самого начала не могут знать все об исламе. Их нужно очень деликатно исправлять, и делать это не прилюдно, чтобы не смущать их.
Кроме того, те, кто в исламе недавно, имеют право, чтобы с самого начала учиться правильным вещам. Одной из причин, по которым недавний мусульманин отпадает от своей новой веры, являются неправильные знакомства или полное отсутствие знакомств, когда его просто некому учить.
Община должна позаботиться о том, чтобы кто-то отвечал за каждого принявшего ислам. Недостаточно спустя четыре недели спросить: «А где тот брат, который принял ислам месяц назад?» Неудивительно, что его больше никто не видит, если за все четыре недели к нему не проявили ни малейшего интереса.
Конечно, будет лучше всего, если в общине будет действовать программа попечения, при которой за каждым новым мусульманином будет закреплен свой «наставник». Возможно, его роль сведется к тому, чтобы время от времени спрашивать, как дела, или он будет сопровождать своего подопечного в мечеть, или вести с ним беседы о практике ислама.
Ислам – это религия братьев и сестер. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) неспроста стал называть всех братьями и сестрами. В исламе мы делаем это, потому что мы и есть братья и сестры друг другу. И, как братья и сестры, обязаны помогать друг другу.
Поэтому, вместо того, чтобы всячески подчеркивать, что кто-то из братьев или сестер новичок в исламе и ему еще предстоит многое узнать, мы должны стараться оказать радушный прием, чтобы они почувствовали себя такими же членами общины, как и все остальные.
А если уж говорить о терминах, то почему бы не называть их «новые мусульмане»? Лично я предпочитаю именно так говорить о тех, кто принял ислам. Возможно, это немного длиннее, но звучит намного дружелюбнее и показывает, что этим братьям и сестрам действительно рады.
В любом случае, давайте прекратим говорить об «обращенных» или «вернувшихся», а лучше действительно поможем тем, кто недавно в исламе, увидеть всю красоту, милосердие и сладость этой религии, и понять, что это великая милость – быть одним из тех, кого Всемогущий Аллах, назвал «мусульманами».
Идрис Тауфик (Idris Tawfiq)
OnIslam