Противоядие для защиты супругов от развода. Часть 2 Причины развода со стороны мужа
Мы упомянем здесь совокупность причин, которые иногда ведут к разводу.
Затрагивая причины развода, мы обнаруживаем, что среди них есть те, для которых имеется решение, и те, для которых нет выхода, кроме развода. Мы, если на то будет воля Аллаха, скоро упомянем соответствующие решения, основываясь при этом на священных текстах шариата для каждой причины, которую можно исправить.
А – Причины развода со стороны мужа
1. Несоблюдение мужем прав своей жены, соблюдать которые велел Всевышний Аллах. Это происходит либо из-за незнания, либо из-за невнимательности, либо из-за отказа от Закона Всевышнего Аллаха.
Поэтому муж должен узнать права своей супруги, которые она имеет над ним, не быть небрежным по отношению к этому, и бояться Аллаха относительно своей жены, для того чтобы супружеская жизнь между ними продолжалась в сени высокочтимого шариата. К этим правам относится достойное проживание с ней, материальное обеспечение, отдача ей должного (награждение), мягкое обращение, закрытие глаз на некоторые из ее ошибок, приукрашивание для нее прекрасным образом. Ибн ‘Аббас сказал[1]: «Я люблю приукрашиваться для жены так же, как и люблю, чтобы она наряжалась для меня. Ибо Всевышний Аллах сказал: «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению»[2].
2. Отсутствие исполнения заповеди пророка, да благословит и приветствует его Аллах, данной мужчине, жениться на набожной женщине (девушке) в его словах: «На женщине женятся из-за четырех достоинств: богатства, знатного происхождения, красоты и приверженности религии. Посему добивайся набожной женщины, да запылится твоя рука[3]»[4]. Когда один из супругов является набожным, а другой – в противоположность тому, между ними возникают противоречие и спор. Ибо набожный из них совершает деяние, ведущее к довольствию Всевышнего Аллаха, а другой совершает действие согласно своему желанию.
Поэтому сватающемуся необходимо иметь в виду это пророческое завещание и стремиться исполнить его и действовать согласно ему, даже если пройдет долгое время в поиске набожной женщины. Ибо в скором времени с позволения Аллаха он будет жизнь счастливой жизнью с набожной женщиной. И даже если набожный мужчина женится на женщине, которая не является набожной, то на нем лежит большая ответственность в призыве ее и ее наставлении. И он должен соблюдать при этом терпение и придерживаться пути шариата, призывая ее мудростью и добрым увещеванием. Всевышний сказал: «Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай его»[5]. Также Всевышний сказал: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом»[6]. И тогда может быть, что она по воле Всевышнего Аллаха наставится на прямой путь, и их совместная жизнь исправится.
3. Наличие в доме упущения или недостатка в поклонении Аллаху, или же участие во внедрении в него нечестия различными способами: порочными (телевизионными) каналами, или падшими журналами, или бесстыдными кассетами и другими. Отсутствие чтения Благородного Корана в доме, особенно суры «Корова», о достоинстве которой пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Не превращайте ваши дома в могилы! Поистине, сатана убегает из дома, в котором читается сура «Корова»»[7]. Таким образом, когда в доме нет чтения Корана, и вместо него туда входит то, что вызывает гнев Всевышнего Аллаха, туда будут закрадываться шайтаны, и там будет отсутствовать спокойствие и умиротворение. И в том доме появляются те трудности, которые иногда приводят к его распаду, а затем разрушению.
Поэтому оба супруга должны стремиться оберегать свой дом от шайтанов так же, как они защищают его от воров и тому подобного. Они также должны быть заняты тем, что приносит им религиозную и мирскую пользу, вместо тех пагубных деяний, и заполнять дом поминанием Аллаха и голосом, распространяющим Благородный Коран, которым Аллах оказал милость для нас. И какой он (Коран) хороший собеседник (друг)! Всевышний сказал: «Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?»[8]
Заметка. Каждый разумный обязан не быть обманутым и не прельщаться положением некоторых домов, которые находятся в грехах и порицаемых действиях, и вместе с тем супруги (в них) живут во взаимном согласии, и разногласия между ними бывают редко. В хадисе, переданном от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сказано: «Поистине, Аллах дарует богатство тому, кого Он любит, и кого Он не любит. Но Он дарует религию лишь тому, кого Он любит»[9]. Ибо это относится к отсрочке, которую Всевышний Аллах дает грешникам. Всевышний сказал: «Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал. Это – всего лишь недолгое (небольшое) удовольствие, а затем их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это ложе!»[10] Пречистый Аллах также сказал: «А тех, которые считают ложью Наши знамения, Мы завлечем так, что они даже не узнают этого. Я дам им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима»[11]. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине Аллах предоставляет долгий срок притеснителю, но если Он схватит его, то тот не ускользнет от него»[12].
И размышляющий над домами грешников не обнаружит, что все они живут дружбе. Напротив, среди них есть те, чьи жители живут в несчастье и тревоге. Всевышний сказал: «Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем»[13].
И Всевышний Аллах разъяснил, что не каждый, кто желает этого мира, добивается в нем успеха. Однако он приходит к одним, и не приходит к другим.
4. Недостаток терпения у мужчины. Скорее всего, к этому приводит его невнимательность, или его пренебрежение, или неведение об истинной природе женщины, которая заключается в том, что она создана из ребра. Как сказал пророк, да благословит и приветствует его Аллах: «Хорошо обходитесь с женщинами, ибо они созданы из ребра. А самым кривым местом в ребре является его верхняя часть. Если ты начнешь исправлять его, то сломаешь его. Если ты оставишь его, то оно так и останется кривым. Так обходитесь же хорошо с женщинами»[14]. В другой версии сказано: «Поистине, женщина создана из ребра, и она никогда не будет ровной (для тебя) во всех случаях. И если ты будешь пользоваться ею, то она будет доставлять тебе удовольствие даже при наличии той самой кривизны, но если ты попытаешься выпрямить ее, то непременно сломаешь женщину, а это означает, что ты разведешься с ней»[15].
Поэтому мужчина должен помнить эту истину создания женщины, чтобы терпеть и переносить (трудности). И он должен знать, что это состояние всех женщин. Поэтому ему следует закрывать глаза на некоторые ошибки, и не отчитывать ее за каждую ошибку. Аль-Хасан, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Благородный никогда не будет вдаваться глубоко (в чужие ошибки)»[16].
5. Гнев. Иногда из-за него мужчина торопится с разводом, либо же он начинает ставить развод в зависимость от одного из состояний.
Поэтому муж должен владеть собой во время гнева, не торопиться и не пускаться в речь, чтобы не высказать то слово (развода). Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Сильный не тот, кто может свалить (в борьбе). Однако силен тот, кто сдерживает себя во время гнева»[17]. Было также приведено сообщение о том, что один мужчина сказал пророку, да благословит и приветствует его Аллах: «Сделай мне наставление». Тогда он ответил: «Не гневайся». Тот (мужчина) повторил (свою просьбу) несколько раз. Тогда он сказал: «Не гневайся»[18].
Мы упомянем здесь некоторые сообщения, приведенные от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, о сдерживании гнева.
Молчание во время гнева. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи»[19].
Прошение защиты у Аллаха от побиваемого камнями сатаны. От Сулеймана ибн Сурода, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «(Однажды) двое мужчин поругались в присутствии пророка, да благословит и приветствует его Аллах, а мы сидели рядом с ним. И один из них стал ругать своего товарища в гневе, а лицо у него стало краснеть. Тогда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, я знаю слова, произнесение которых им снимет этот (гнев) с него. Если бы он сказал: «А‘узуу билляхи минаш-шайтонир-роджийм».[20]
Слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Если кто-либо из вас гневается, будучи стоя, пусть сядет. Если гнев у него пройдет, (то хорошо). В противном случае, пусть он ляжет»[21].
Совершение омовения, которое относится к действиям, тушащим гнев. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, гнев – от сатаны, а сатана создан из огня. И огонь тушится лишь водой. Поэтому, если кто-либо из вас гневается, пусть совершит омовение»[22].
Выход из дома для того, чтобы прекратить ссору. Это основано на рассказе об ‘Али ибн Абу Талибе, да будет доволен им Аллах. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Сахля ибн Са’да, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, пришел в дом к Фатиме, да будет доволен ею Аллах, и не нашел ‘Али в доме. Он спросил: «Где сын твоего дяди (по отцовской линии)?» (Фатима) ответила: «Между нами кое-что произошло, и он разозлился на меня, вышел из дому и не спал в полдень у меня». Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал одному человеку: «Посмотри, где он?» Тогда тот (разузнал и), придя, сказал: «О, посланник Аллаха, он спит в мечети».
Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, пошел к нему и обнаружил, что (‘Али) лежит, а его плащ упал с его бока, и на него попала пыль. Тогда посланник Аллаха стал стряхивать с него (пыль), говоря: «Вставай, Абу Тураб, вставай, Абу Тураб»[23].
Мы считаем, что каждый из супругов после того, как узнает природу и душевный склад другого, должен избегать того, что вызывает его гнев. Также супруга, для того чтобы сберечь свою совместную жизнь, должна избегать деяния, от возникновения которого со стороны супруга зависит развод.
6. Плохой нрав мужа, который иногда приводит его супругу к требованию развода за выкуп. Иногда муж бывает с порочным языком, часто ругающим, проклинающим и бьющим свою жену.
Поэтому муж должен бояться Аллаха относительно своей жены и благодарить Аллаха за то, что Он по ее причине сделал его целомудренным и, может быть, также Он наделил его детьми от нее. Все это требует того, чтобы он благодарил Всевышнего Аллаха. Мы уже узнали завещание пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Обходитесь с женщинами по-доброму». В другой версии сказано: «Послушайте! Обходитесь с женщинами по-доброму, ибо они у вас наподобие пленниц[24]«[25].
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: «Не бейте рабынь Аллаха». Тогда пришел ‘Умар к посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и сказал: «Женщины совершили непокорность»[26]. И (пророк, да благословит и приветствует его Аллах), разрешил бить их. Тогда много женщин окружило семью посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, жалуясь на своих мужей. После этого посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Много женщин окружило семью Мухаммада, жалуясь на своих мужей.
Те (мужья, которые не проявили терпение, или били жен так, что это привело к жалобам), не являются лучшими из вас»[27]. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: «Пусть никто из вас не бьет свою жену, как бьет раба, а затем в конце дня, совершает с нею близость»[28]. В одной версии сказано: «Кто-либо из вас стремится побить свою жену, как раба. Возможно, в конце ночи он ляжет с нею спать»[29].
7. Переступание мужем границ дозволенного в отношении к имуществу своей супруги, или принуждение ее отдать из него что-либо ему. Особенно, если она работает (где-либо). Ибо это действие приводит к плохой совместной жизни, что иногда толкает ее на требование развода по причине его притеснения. Всевышний сказал: «Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости»[30]. Пречистый Аллах также сказал: «Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье»[31].
Поэтому до тех пор, пока она не причиняет мужу зла, ему недозволенно брать что-либо из ее имущества, если только она не отдаст это по своей доброй воле. Мы считаем, что если мужчина женился на женщине из-за ее богатства, то, желая что-либо из него, муж должен просить это от жены мягко, вежливой речью, чем он может наилучшим образом снискать симпатию ее сердца. Либо же при заключении брачного союза он ставит условие получать часть из ее постоянного дохода, — и в этом нет ничего плохого. Точно так же, как муж согласился на ее условие работать, которое приводит к потере некоторых его прав над ней, так же он имеет право поставить ей условие получать что-либо из ее постоянного дохода.
И разумные люди не должны чувствовать отвращение и порицать это условие. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Мусульмане должны соблюдать свои условия, если только это условие не запрещает дозволенное, или дозволяет запрещенное»[32].
Также (может быть), случай, когда муж желает чего-либо из имущества своей жены без предварительных условий между собой. В этом случае, если отказ жены дать мужу желаемое может привести к разрушению семьи, а дача ему желаемого приведет к тому, что он будет жить с ней по-доброму и не причинять ей зла, то мы полагаем, что ей лучше дать ему то, что он желает. Таким образом, она обережет свой дом и своих детей. Поскольку Всевышний сказал: «Ибо мирное решение – лучше»[33], а данное ее действие относится к мирному решению. И возможно, что Всевышний Аллах наградит ее хорошей наградой за ее действие. Ведь Пречистый Аллах сказал: «Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом»[34].
8. Муж вместо своей жены бывает занят чем-либо или вечеринками вне дома, и не уделяет ей достаточное время своей совместной жизни. Иногда эта занятость бывает незначительными делами, в которых нет пользы, или нет необходимости или нужды.
Поэтому муж должен уделять ей из своего времени, ибо исполнение ее прав обязательно для него. И ему недозволенно делать в этом упущение, даже если эта занятость будет дополнительными поклонениями из числа поста, молитвы и тому подобного. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, твоя плоть имеет над тобой право, и твой глаз имеет над тобой право, и твоя жена имеет над тобой право»[35].
Однажды одна женщина пришла к ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и сказала: «О, повелитель правоверных, мой муж постится днем и выстаивает молитву ночью, но мне не хочется жаловаться на него, ибо он совершает поклонение Аллаху, Всемогущ Он и Велик». Тогда (‘Умар) сказал ей: «Какой у тебя хороший муж».
И она стала повторять ему эти слова, и он стал повторять ей свой ответ. Тогда Ка’б аль-Асади сказал ему: «О, повелитель правоверных, эта женщина жалуется на своего мужа в том, что он отстраняется от нее в постели». Тогда ‘Умар сказал: «Раз ты понял ее речь, так вынеси же решение между ними». Тогда Ка’б сказал: «На мне лежит обязанность (поговорить) с ее мужем». Когда ему привели ее мужа, (Ка’б) сказал ему: «Вот эта твоя жена жалуется на тебя». Тот спросил: «Относительно пищи или питья?» (Ка’б) ответил: «Нет».
Тогда та женщина сказала:
«О, мудрый судья, направь на верный путь его,
От моего ложа отвлекла моего мужа мечеть его.
А также аскетизм и поклонение его,
Так вынеси же Ка’б решение и не повторяй его.
Дни и ночи не укладывают спать его,
И я в отличие от женщин хвалю его».
Тогда ее муж сказал:
«От ее постели и супружеской комнаты меня отвлекло то,
Что я являюсь человеком, которого поразило то,
Что было ниспослано в суре «Пчелы» и в семи длинных сурах,
А также огромная угроза в Писании Аллаха».
И Ка’б сказал:
«Поистине, она имеет на тебя право, о, мужчина,
Ее удел – один день из четырех, что ясно для разумного,
Так отдай же это право ей и оставь свою слабость»[36].
9. Легкомысленное отношение к разводу и пренебрежение им (или насмешка). Мы обнаруживаем многих мужчин, которые часто дают развод на словах, иногда они шутят этим, и при этом развод вступает в силу. Поскольку пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Три вещи воспринимаются всерьез, и когда их произносят всерьез, и когда их произносят ради забавы. Это – брак, развод и возобновление брака»[37].
Поэтому те мужчины должны оберегать свой язык и не относиться к разводу легкомысленно, разрушая свой дом и не ведая об этом, а затем сожалеть, когда сожаление уже не поможет: когда они не могут возобновить брак из-за окончательного (троекратного) развода.
10. Клятва об отречении от жены. Это когда муж клянется не вступать в близость со своей женой абсолютно или на срок больше четырех месяцев. Это является притеснением по отношению к супруге, что дает ей право требовать развода по прошествии четырех месяцев после его клятвы. Поскольку Всевышний сказал: «Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими женами, должны выжидать четыре месяца. И если они передумают, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Если же они решат развестись, то ведь Аллах – Слышащий, Знающий»[38].
Поэтому муж должен бояться Аллаха относительно своей жены и не попирать ее права. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Остерегайтесь несправедливости, потому что в День воскресения несправедливость обернется мраком»[39]. Также для него лучше придерживаться того, к чему его побудил Аллах – а это возвращение к близости со своей женой по прошествии четырех месяцев после его клятвы. Это указано в словах Пречистого Аллаха: «И если они передумают, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный»[40].
В противном же случае муж должен дать ей развод, если она потребует это от него. Если же она будет проявлять терпение для пользы своих детей и тому подобного вместе с отсутствием ее опасения за совершение ею запретного действия, то она имеет на это право. И она скоро обнаружит за это многократную награду у Всевышнего Аллаха, если на то будет Его воля, Всемогущ Он и Велик. Может быть, Всевышний Аллах после этого направит ее мужа на верный путь. Всевышний сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела»[41].
11. Иногда причиной развода бывает рождение девочек. Это относится к невежеству мужа. Мы обнаруживаем, что некоторые мужчины устрашают своих жен разводом по этой причине.
Поэтому он обязан верить, что это происходит по предопределению Аллаха и Его решению, а не по его воле, или воле его жены. Всевышний сказал: «Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора»[42].
Пречистый Аллах сказал: «Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным»[43].
12. Ненависть мужа к своей жене. Это иногда происходит из-за того, что он сравнивает ее с тем, кто выше нее в религии, или нраве, или красоте, или знании, или смышлености или другом. И его ненависть к ней происходит не из-за ее мерзких поступков или непокорности.
И для него лучше терпеть, чтобы добиться успеха обещанием Всевышнего Аллаха в Его словах: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра»[44]. Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал в толковании этого аята: «Это когда он проявляет к ней любовь, наделяется от нее ребенком, и в этом ребенке будет много добра»[45].
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Может быть, из-за вашего терпения в их удержании (с собой) вместе с неприятностью для вас есть много добра в этой и Последней жизни»[46]. Аш-Шаукани, да смилуется над ним Аллах, сказал: «То есть, быть может, дело обернется так, что вы полюбите это, и неприязнь уйдет, будучи замененной любовью, и в этом будет много добра из продолжения совместной жизни и рождения детей»[47].
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую. Если ему не нравится у нее какой-либо нрав, то он останется довольным другим нравом»[48]. От ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передано, что он сказал: «Поистине, мало домов, которые построены на любви. Однако люди дружат благодаря исламу, происхождению и благодеянию»[49].
Ибн аль-‘Араби приведя свою цепочку передачи, сказал: «Шейх Абу Мухаммад ибн Абу Зайд[50] был известен своим знанием и религией. Его жена плохо жила с ним, попирала его права и задевала его речью. И ему говорили о ней и укоряли его за его терпение к ней. А он говорил: «Я мужчина, которого Аллах наделил совершенным благом в физическом здоровье, знании и владении. Может быть, что она направлена мне в качестве наказания за мой грех. И я боюсь, что если расстанусь с ней, то мне будет направлено наказание, хуже нее»[51].
В том, что мы упомянули, имеется поучение для обладателей разума. И для того, кто находится в таком положении, лучше соблюдать терпение, и нет ничего плохого в женитьбе вместе с этой еще и на другой женщине. Всевышний сказал: «Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех»[52].
13. Если у мужчины более одной жены, он больше склоняется к одной из них, не может соблюдать справедливость между ними, и это вызывает у него затруднение, иногда это затруднение приводит к разводу с той из женщин, от которой он склоняется (в сторону несправедливости), чтобы сберечься от греха.
В этом случае предпочтительнее прибегнуть к мирному соглашению согласно словам Всевышнего: «Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше»[53].
Мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала в толковании этого аята: «Это мужчина, который видит в своей жене то, что ему не нравится: старость или другое. И он желает расстаться с ней. Тогда она говорит: «Удержи меня при себе, и выдели для меня (столько времени), сколько ты пожелаешь». (‘Аиша) сказала: «Нет ничего плохого, если они оба согласны»[54].
От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, передано, что он сказал: «Сауда опасалась, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, даст ей развод, и сказала: «Не разводись со мной и удержи меня при себе, отдав мой очередной день ‘Аише». Тогда он так и сделал, и было ниспослано: «На них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше»[55]. От Рафи’ ибн Хаджиджа передано, что у него была жена, которая постарела, и поэтому он женился еще и на девушке.
Он стал предпочитать девушку ей. И первая жена отказалась признать это. Тогда он дал ей однократный развод, и когда до ее выжидательного срока осталось немного, он сказал: «Если хочешь, я возобновлю с тобой брак, а ты будешь терпеть (мое) предпочтение (второй жене). Если пожелаешь, я оставлю тебя, пока не завершится твой срок». Она ответила: «Скорее, возобнови со мной брак, и я буду терпеть предпочтение». И он возобновил с ней брак, а затем стал отдавать предпочтение (второй жене) над ней. Но она не смогла стерпеть это, и он дал ей второй развод и предпочел ей молодую жену. Он сказал: «И это примирение, о котором до нас дошло известие, что Аллах сказал о нем: «Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир»[56].
Эти священные тексты разъясняют нам способ примирения, а это отказ супруги от своих прав или некоторых из них в ночлеге, или материальном обеспечении, для того чтобы сохранить остальные права в браке с мужем, даже если и в урезанном виде. Ибо это лучше для нее, чем оставаться без мужа, особенно, если у нее есть дети от него, или она преклонного возраста, чтобы избежать вредных последствий развода. И мы упомянем слова Всевышнего: «Ибо мирное решение – лучше»[57].
14. Хроническая болезнь мужа, которая иногда толкает женщину к требованию от него развода.
Если она будет терпеть это, прислуживать ему и надеяться на награду от Всевышнего Аллаха, это будет для нее лучше. Всевышний сказал: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета»[58]. Однако если она боится совершить запретное из-за того, что ее муж не может исполнять ее право супружеской близости, тогда нет греха в требовании развода для оберегания ее религии и целомудрия. И данное оберегание является обязательным.
15. Недоверие по отношению к жене и плохое мнение о ней. Это бывает основано на ошибочных взглядах и сатанинских наущениях.
Поэтому муж должен прибегать к защите Аллаха от побиваемого камнями сатаны и оставлять лживые подозрения. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом»[59].
Пусть муж знает, что больше всего сатану радует разлучение между супругами, как приведено в хадисе от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, что он сказал: «Поистине, Иблис устанавливает свой трон на воде (т.е. на море), а затем отправляет свои отряды. Из них самым близким к нему по положению является тот, кто больше всего из них сделал наущений и смут (людям). Один из них приходит и говорит: «Я сделал то и то». Тогда (Иблис) говорит ему: «Ты ничего не сделал». Затем приходит еще один из них и говорит: «Я не покидал (одного мужчину), пока не отделил его от жены». Тогда (Иблис) приближает его к себе и говорит: «Как ты хорошо (поступил»)»[60].
16. Отдача руководства в руки женщины с самого начала супружеской жизни и отказ мужчины от руководства, которое для него установил Пречистый Аллах Своими словами: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества»[61]. Скорее всего, к этому подталкивает слабость личности этого мужчины, или его мнение о том, что это относится к почитанию жены. А когда он желает вернуть руководство после этого, он не может этого сделать, и из-за этого возникают трудности, которые иногда завершаются разводом.
Поэтому муж должен с самого начала быть внимательным и оберегать свое попечительство женщины. И любовь к ней, а также радость его женитьбы на ней не должна приводить его к пренебрежению этим, а потом — к сожалению, когда оно уже не поможет.
17. Вхождение к супруге ночью после долгого отсутствия. Ибо иногда из-за отсутствия ее подготовки к встрече с ним он видит у нее то, что вызывает у него отвращение к ней. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Когда кто-либо из вас долго отсутствует, пусть не приходит к своей семье ночью»[62].
В одной версии сказано: «Чтобы женщина, у которой муж долго отсутствовал, успела побрить волосы на срамных местах, а женщина с растрепанными волосами успела причесаться»[63].
Поэтому если муж долго отсутствовал, он должен входить к своей семье лишь днем, или сообщить им об этом заранее, и не входить к ним внезапно[64].
18. Построение супружеской жизни на основе переписок, телефонных разговоров и том, что называется «любовью до брака». И когда человек строит свою жизнь на основе этих порицаемых деяний, чаще всего это строение разрушается. Всевышний сказал: «Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил основание своего строения на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей»[1].
Ибн Са’ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поистине, деяние, основанное на искренности и следовании, — это деяние, основанное на страхе перед Аллахом, которое ведет совершающего его к Садам блаженства. Деяние же, основанное на плохом намерении, на ереси, на заблуждении, — это деяние, основанное на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалится вместе с ним в огонь Геенны. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей»[2].
Поэтому сватающемуся мужчине следует свататься женщине через ее родственников, и входить в дом через двери, как сказал Всевышний: «Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери»[3]. Ибн Са’ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Из указания аята вытекает полезный вывод о том, что во всех делах человеку следует идти по простому, близкому пути, который сделан для него средством достижения цели»[4].
Женщина же также должна остерегаться таких связей, чтобы не быть обманутой ими, и таким образом, вызвать гнев своего Господа, и потерпеть неудачу в своей жизни.
19. Отсутствие взгляда на сватаемую женщину (девушку). Иногда сватающийся представляет в своем сознании конкретный образ и качества у той женщины. Когда же тот мужчина входит к этой женщине после заключения брака, при сватовстве которого он ее не видел, случается, что его душа чувствует к ней отвращение. Ибо он не находит того, что было в его представлении.
Поэтому для сватающегося лучше посмотреть на сватаемую женщину (девушку), а ее родственникам не следует запрещать ему это, ибо это относится к тому, что завещал пророк, да благословит и приветствует его Аллах, и разъяснил, что это является причиной появления симпатии между супругами и ее постоянства. От аль-Мугиры ибн Шу’бы, да будут доволен им Аллах, передано, что он посватался к одной женщине, и пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Посмотри на нее, ибо это ближе к тому, чтобы между вами появилась продолжительная любовь, согласие и дружба»[5].
20. Оттягивание женитьбы. Это относится и парням, и к девушкам. Ибо специалисты считают, что это (откладывание брака) не приводит к желанному счастью. Ибо старшие по возрасту воспитаны на факторах среды и манерах общества, и их характер становится утвержденным. Поэтому в ближайшем будущем будет трудно изменить их характер, который они приобрели годами. Поэтому увеличивается число ссор между супругами, между ними проникает ненависть из-за простого столкновения их характеров и мнений. Факты и статистика, приведенные учеными-специалистами, установили, что супружеские связи разрушаются, и супружеская жизнь подвергается гибели, если супруги сочетаются в позднем возрасте[6].
Поэтому юноше следует спешить с браком и стараться осуществить его. Мы напомним слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «За Аллахом помощь троим: борющемуся на пути Аллаха, рабу, который договорился о своем выкупе и желает выплатить его, женящемуся, стремящемуся к целомудрию»[7].
В этом хадисе для юноши имеется благая весть о помощи Аллаха ему и облегчении его дела, когда он принимает решение о женитьбе. Ему следует лишь осуществлять причины (женитьбы) и уповать на Всевышнего Аллаха.
Пусть он знает, что ранний брак облегчает для супругов возможность понять друг друга и приспособиться к характеру и нраву своего товарища. Так же ранний брак оберегает членов общины от распутства, оберегает их здоровье и разум. Практика абсолютным образом подтверждает это. По этой причине ислам призывает к раннему браку при наличии всего лишь способности к браку[8].
Девушка также должна не медлить с замужеством, ибо это ближе к успеху в супружеской жизни и ее длительности, как уже было указано выше. И если к ней придет соответствующий ей парень, то она должна принять (предложение) и не отказывать под предлогом, например, учебы или чего-либо другого. Поэтому она должна воспользоваться случаем, который предоставил для нее Аллах, ибо иногда к ней не приходит соответствующий ей человек, а бывает, что к ней никто не приходит.
Если же девушка стремится учиться, то можно ей принять предложение брака и поставить мужу данное условие (учебы), если только это условие не будет препятствием к браку. В этом случае следует всему другому предпочесть то, что приводит к умиротворению души и ее обереганию от распутства, — а это – брак. Ей также необходимо извлечь урок из жизни своих сестер, которые упустили возможность брака по похожим причинам, потеряв для себя много добра.
[1] Покаяние-109.
[2] Тафсир Ибн Са’ди, 2/289.
[3] Корова-189.
[4] «Тафсир Ибн Са’ди», 1/150.
[5] «Сунан ат-Тирмизи», Книга брака, глава о том, что приведено о взгляде на сватаемую, №1087. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис». «Сунан ан-Насаи», Книга брака, глава «Дозволенность смотреть до брака», №3235. «Сунан Ибн Маджи» ,Книга брака, глава «Взгляд на женщину при желании женитьбы на ней», №1865.
[6] См.: книгу «Не приближайтесь к прелюбодеянию» Мухаммада ‘Абдуль-‘азиза аль-Халяви, с.16.
[7] «Сунан ат-Тирмизи», Книга достоинств джихада, глава о том, что приведено о борющемся, женящемся и рабе, договорившемся выкупиться, и помощи Аллаха им, №1655. Ат-Тирмизи сказал: «Это хороший хадис». «Сунан ан-Насаи», Книга брака, глава «Помощь Аллаха женящемуся, который желает целомудрия», №3218.
[8] См.: книгу «Не приближайтесь к прелюбодеянию», Мухаммада ‘Абдуль-‘азиза аль-Халяви, с.16.
[1] «Тафсир Ибн Касира», 1/237.
[2] Корова-228.
[3] Это намек на нищету, и это повествование, имеющее смысл мольбы, однако при этом не имеется истинный смысл. «Фатх аль-Бари», 9/38-39.
[4] «Сахих аль-Бухари», Книга брака, глава «Равенство в религии», №5090, «Сахих Муслима», Книга молочного вскармливания, глава «Предпочтительность женитьбы на набожной женщине», №1466.
[5] Та ха-132.
[6] Пчелы-125.
[7] «Сахих Муслима», Книга молитвы путешественников и ее сокращения, глава «Предпочтительность добровольной молитвы в своем доме и дозволенность ее совершения в мечети», №780.
[8] Гром-28.
[9] «Муснад имама Ахмада», 1/387, «аль-Мустадрак», 1/33. Аль-Хаким назвал это сообщение достоверным, и аз-Захаби согласился с ним. Этот хадис является сообщением с собственных слов Ибн Мас’уда. См.: слова обоих авторов выверки «Муснада», 6/189-191.
[10] Семейство Имрана-196-197.
[11] Ограды-182-183.
[12] «Сахих аль-Бухари», Книга толкования Корана, глава «Такова была Хватка твоего Господа, когда Он схватил селения, жители которых были несправедливы. Воистину, Хватка Его мучительна, сурова», №4686. «Сахих Муслима», Книга благочестия, поддержания родственных уз и этикета, глава «Запрет притеснения», №2583.
[13] Ночной перенос-18.
[14] «Сахих аль-Бухари», Книга брака, глава «Завещание относительно женщин», №5186, «Сахих Муслима», Книга молочного вскармливания, глава «Завещание относительно женщин», №1468.
[15] «Сахих Муслима», Книга молочного вскармливания, глава «Завещание относительно женщин», №1468.
[16] «Тафсир аль-Багави», 4/364.
[17] «Сахих аль-Бухари», Книга этикета, глава «Предостережение от гнева», №6114, «Сахих Муслима», Книга благочестия и поддержания родственных уз, глава «Достоинство того, кто сдерживает себя во время гнева», №2609.
[18] «Сахих аль-Бухари», Книга этикета, глава «Предостережение от гнева», №6116.
[19] «Муснад имама Ахмада», 1/283, 365, и это хороший с другими сообщениями хадис. См.: слова обоих авторов выверки «Муснада», 4/39. Аль-Хайсами сказал: «Его рассказчики заслуживают доверия», «Маджма’ аз-заваид», 8/70.
[20] «Сахих аль-Бухари», Книга этикета, глава «Предостережение от гнева», №6115, «Сахих Муслима», Книга благочестия и поддержания родственных уз, глава «Достоинство того, кто владеет собой при гневе», №2610.
[21] «Муснад имама Ахмада», 5/152. Аль-Хайсами сказал: «Его рассказчики являются рассказчиками достоверных сборников», «Маджма’ аз-заваид», 8/70. (От переводчика: См.: «Аз-За’ифа», №6664.)
[22] «Муснад имама Ахмада», 4/226, «Сунан Абу Давуда», Книга этикета, глава о том, что говорится при гневе, №4784. Хороший хадис, см.: «Джами’ аль-усуль» с выверкой аль-Арнаута, 8/439. (От переводчика: См.: «аз-За’ифа», №582.)
[23] «Сахих аль-Бухари», Книга молитвы, глава «Сон мужчины в мечети», №441. «Сахих Муслима», Книга «Достоинства сподвижников», глава «Достоинства ‘Али ибн Абу Талиба», №2409.
[24] «Ан-Нихая» Ибна аль-Асира, 3/314.
[25] «Сунан ат-Тирмизи», Книга молочного вскармливания, глава о том, что приведено о праве женщины над мужем», №1163. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, достоверный хадис».
[26] То есть, осмелились совершить непокорность по отношению к своим мужьям. См.: «Ан-Нихая», Ибна аль-Асира, 2/151. Я говорю (автор): Отсюда проясняется положительное действие битья в воспитании, если при этом не превышать узаконенных границ.
[27] «Сунан Абу Давуда», Книга брака, глава о битье женщин, №2146. Ибн Хаджар назвал его цепочку передачи достоверной. См.: «Аль-Исаба», 1/101. В том, является ли рассказчик этого хадиса Ийас ибн ‘Абдуллах ибн Абу Зийаб (Зубаб, Зуаб) сподвижником, имеется разногласие. См.: «Ат-Такриб», с.117, №590.
[28] «Сахих аль-Бухари», Книга брака, глава «Какое битье женщин нежелательно», №5204.
[29] «Сахих аль-Бухари», Книга толкования суры «Солнце», №4942. «Сахих Муслима», Книга рая, описания его благ и обитателей, глава «В ад войдут притеснители, а в рай войдут слабые», №2855.
[30] Женщины-19.
[31] Женщины-4.
[32] «Сунан ат-Тирмизи», Книга предписаний, глава о том, что было упомянуто от посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, о договоре между людьми, №1352. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, достоверный хадис». Это сообщение также передал аль-Бухари в подвешенном виде с (похожим) текстом, Книга аренды, глава «Прибыль посредничества».
[33] Женщины-128.
[34] Совет-40.
[35] «Сахих аль-Бухари», Книга брака, глава «Твоя жена имеет над тобой право», №5199. «Сахих Муслима», Книга поста, глава запрета пожизненного поста тому, кому это повредит, или кто упустит этим (чье-либо) право, №1159.
[36] «Тафсир аль-Куртуби», 5/19.
[37] «Сунан ат-Тирмизи», Книга развода, глава о том, что приведено о серьезе и забаве в разводе, №1184. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, малоизвестный хадис». «Сунан Абу Давуда», Книга развода, глава развода ради забавы, №2194. «Сунан Ибн Маджи», Книга развода, глава о том, кто женился, развелся или возобновил брак ради забавы, №2039.
[38] Корова-226-227.
[39] «Сахих Муслима», Книга благочестия, поддержания родственных уз и этикета, глава о запрете притеснения, №2578.
[40] Корова-226.
[41] Развод-4.
[43] Совет-39-40.
[44] Женщины-19. (От переводчика: Ибн Касир сказал: «То есть, улучшайте свои слова, дела и состояние по отношению к ним так же, как и вы желаете этого с их стороны».)
[45] «Тафсир Ибн Касира», 1/412.
[46] Вышеуказанный источник.
[47] «Фатх аль-Кадыр», 1/527.
[48] «Сахих Муслима», Книга молочного вскармливания, глава «Завещание относительно женщин», №1469.
[49] «Аль-ма’рифа ват-тарих» аль-Фасави, 1/392.
[50] Это – аль-Кайрувани, автор «ар-Рисаля», умер в 386г.х.
[51] «Ахкам аль-Куръан», 1/363.
[52] Женщины-3.
[53] Женщины-128.
[54] «Сахих аль-Бухари», Книга примирения, глава «Слова Всевышнего Аллаха: «Если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше», №2694.
[55] «Сахих аль-Бухари», Книга толкования Корана, глава «И из суры «Женщины», №3040. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, малоизвестный хадис».
[56] Женщины-128. Это сообщение передано в «аль-Мустадраке» 2/308, и аль-Хаким назвал его достоверным, а аз-Захаби согласился с ним. (От переводчика: См.: «Аль-Мустадрак» с примечаниями шейха Мукбиля, 2/367/3265.)
[57] Женщины-128.
[58] Толпы-10.
[59] Комнаты-12.
[60] «Сахих Муслим», Книга качеств лицемеров и предписаний относительно них, глава «Наущение сатаны и отправление им своих отрядов для смущения людей», №2813.
[61] Женщины-34.
[62] «Сахих аль-Бухари», Книга брака, глава «Если мужчина долго отсутствовал, пусть он не приходит к своей семье ночью», №5244. «Сахих Муслима», Книга руководства, глава «Нежелательность входить ночью домой тому, кто прибыл из поездки», №715.
[63] «Сахих Муслима», Книга руководства, глава «Нежелательность входить ночью домой тому, кто прибыл из поездки», №715.
[64] См.: Комментарий ан-Навави к «Сахиху Муслима», 13/71-72.
[65] Покаяние-109.
[66] Тафсир Ибн Са’ди, 2/289.
[67] Корова-189.
[68] «Тафсир Ибн Са’ди», 1/150.
[69] «Сунан ат-Тирмизи», Книга брака, глава о том, что приведено о взгляде на сватаемую, №1087. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис». «Сунан ан-Насаи», Книга брака, глава «Дозволенность смотреть до брака», №3235. «Сунан Ибн Маджи» ,Книга брака, глава «Взгляд на женщину при желании женитьбы на ней», №1865.
[70] См.: книгу «Не приближайтесь к прелюбодеянию» Мухаммада ‘Абдуль-‘азиза аль-Халяви, с.16.
[71] «Сунан ат-Тирмизи», Книга достоинств джихада, глава о том, что приведено о борющемся, женящемся и рабе, договорившемся выкупиться, и помощи Аллаха им, №1655. Ат-Тирмизи сказал: «Это хороший хадис». «Сунан ан-Насаи», Книга брака, глава «Помощь Аллаха женящемуся, который желает целомудрия», №3218.
[72] См.: книгу «Не приближайтесь к прелюбодеянию», Мухаммада ‘Абдуль-‘азиза аль-Халяви, с.16.
[73] Та ха-123.
[74] Женщины-34.
[75] Корова-229.
[76] «Сахих аль-Бухари», Книга развода, глава «Развод за выкуп и как при этом осуществляется развод», №5275.
[77] «Сунан ат-Тирмизи», Книга развода, глава о том, что приведено о требующих развода, №1187. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис». «Сунан Абу Давуда», Книга развода, глава о разводе за выкуп, №2226. «Сунан Ибн Маджи», Книга развода, глава «Нежелательность для женщины развода за выкуп», №2055.
[78] «Муватта имама Малика», 2/745, «аль-Мустадрак» 2/58, аль-Хаким сказал: «Достоверный согласно условиям Муслима». Это сообщение ан-Навави назвал хорошим в «аль-Арба’ин ан-набавия», с.61.
[79] Трапеза-2.
[80] «Сахих аль-Бухари», Книга торговли, глава «Нельзя перебивать сделку своего брата», №2140. «Сахих Муслима», Книга брака, глава запрета объединять в браке между женщиной и ее тетей по отцовской или материнской линиям, №1408.
[81] «Сахих аль-Бухари», Книга условий, глава «Условия в браке», №2727. «Сахих Муслима», Книга торговых сделок, глава «Запрет мужчине перебивать сделку своего брата», №1515.
[82] «Сахих аль-Бухари», Книга брака, глава условий, которые недозволенны в браке, №5152. «Сахих Муслима», Книга брака, глава запрета объединять в браке между женщиной и ее тетей по отцовской или материнской линиям, №1408.
[83] Ограды-170. (От переводчика: Вернее, это 120-аят суры «Покаяние».)
[84] Его зовут Хориджа ан-Назари. См.: «Мушахад аль-инсаф ‘аля шавахид аль-Кашшаф» аль-Марзуки, с.9.
[85] Семейство Имрана-185.
[86] «Сахих Муслима», Книга закята, глава о среднем достатке и довольствии малым, №1054. (От переводчика: Навави сказал в комментарии этого хадиса, что «достаточный удел», означает достаточность без излишка и недостатка. Он также сказал, что этот хадис является доказательством тем, кто утверждает, что подобный достаток лучше, чем бедность и богатство.)
[87] «Аль-Мустадрак» 4/312, аль-Хаким сказал: «Цепочка передачи его достоверна». И аз-Захаби согласился с ним. (От переводчика: См.: «аз-За’ифа», №2868.)
[88] «Сахих аль-Бухари», Книга смягчения сердец, глава «Необходимо смотреть на тех, кто ниже него, и не смотреть на того, кто выше его», №6490. «Сахих Муслима», Книга аскетизма и смягчения сердец, №2963.
[89] «Хашам» — близкие родственники, соседи, слуги. См.: «Му’джам аль-васыт», с.176.
[90] «Личность мусульманской женщины» доктора Мухаммада ‘Али аль-Хашими, с.165-166.
[91] «Сунан ат-Тирмизи», Книга брака, глава о сообщениях о том, что если придет тот, чьей религией вы довольны, то жените его, №1085. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, малоизвестный хадис». (От переводчика: Некоторые ученые нашего времени сказали, что в наше время мы должны довольствоваться таким нравом сватающегося, который хотя и не совершает дополнительных благодеяний, однако совершает обязательные, например, выплачивает закят, хотя и не совершает добровольных пожертвований. В противном случае мы лишимся пользы наших дочерей и сестер, поскольку людей с совершенными нравами очень мало.)
[92] «Сахих аль-Бухари», Книга брака, глава «Отец или другой не выдают замуж девственницу или побывавшую замужем, кроме как с ее согласия», №5136.
[93] «Сахих аль-Бухари», Книга пророков, глава «Души подобны различным группам», №3336. «Сахих Муслима», Книга благочестия, поддержания родственных уз и этикета, глава «Души подобны различным группам», №2638.
[94] «Аль-Минхадж аль-Ахмад фий тароджим асхаб аль-имам Ахмад», 2/108-109 в биографии Абу Бакра аль-Ховатими аль-Багдади.
[95] «Муснад имама Ахмада», 6/82, «аль-Мустадрак» 2/178, аль-Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. (От переводчика: этот хадис назвали слабым шейх Шу’айб Арнаут в примечаниях к «Муснаду Ахмада», шейх Мукбиль назвал его очень слабым в примечаниях к «аль-Мустадрак», шейх Албани назвал его слабым в «аль-Ирва» №1928 из-за ибн а-Туфайля ас-Сахбары. Однако шейх Албани сказал там же, что имеется хороший хадис у Ахмада 6/77 и 6/91, Ибн Хиббана №1256 с таким текстом: «К счастью женщины относится легкость ее сватовства, легкость ее свадебного подарка, легкость рождения ее детей». Его достоверным согласно условиям Муслима назвал аль-Хаким, и аз-Захаби согласился с ним. Шейх Шу’айб Арнаут также назвал его хорошим.)
[96] Ограды-31.
[97] Ночной перенос-26-27.
[98] Выше был приведен этот хадис.
[99] Женщины-35.
[100] «Танбих аль-гафилийн» Абу аль-Ляйса Насра ибн Мухаммада ас-Самарканди с выверкой ‘Абдуль-‘азиза аль-Вакиля, 1/185.
[101] Письменная трость-10.
[102] «Тафсир аль-Джалалайн», с.758.
[103] Письменная трость-11.
[104] «Тафсир аль-Джалалайн», с.758.
[105] Комнаты-6.
[106] Комнаты-11.
[107] «Сахих аль-Бухари», Книга этикета, глава «Что запретно из сплетни», №6056, «Сахих Муслима», Книга веры, глава «Разъяснение строгости запрета сплетни», №105.
[108] «Сунан Абу Давуда», Книга развода, глава о том, кто обманул женщину относительно ее мужа, №2175, его цепочка передачи достоверна. См.: «Джами’ аль-усуль» с выверкой аль-Арнаута 11/727.
[109] Корова-102.
[110] То есть, колдовство. «Ан-Нихая» Ибн аль-Асира, 1/136.
[111] «Сахих Муслима», Книга молитвы путешественника, глава достоинства чтения Корана и суры «Корова», №804.
[112] «Сахих аль-Бухари», Книга медицины, глава «Лечение ‘аджвой от колдовства», №5769, «Сахих Муслима», Книга напитков, глава «Достоинство сухих фиников Медины», №2047.
[113] «Сахих аль-Бухари», Книга достоинств Корана, глава «Достоинство суры Корова», №5009, «Сахих Муслима», Книга молитвы путешественника, глава достоинство суры «Фатиха» и конца суры «Корова», №808.
[114] «Фатх аль-Бари», 8/672.
[115] «Сунан ан-Насаи», Книга прошения защиты, №5428. Его цепочка передачи хорошая. См.: «Джами’ аль-усуль» с выверкой аль-Арнаута, 8/492-493.
[116] «Сахих аль-Бухари», Книга мольб, глава «Достоинство тахлиля», №6403, «Сахих Муслима», Книга поминаний, мольбы, покаяния и прошения прощения, глава «Достоинство тахлиля, тасбиха и мольбы», №2691.
[117] «Иглак» – принуждение, см.: «Фатх аль-Бари», 9/301. «Сунан Ибн Маджи», Книга развода, глава «Развод принужденного и забывшего», №2046. «Аль-Мустадрак» 2/198. Его достоверным назвал аль-Хаким, и аль-Арнаут сказал, что он слабый, однако его усиливает хадис: «Воистину, Всевышний Аллах простил моим последователям ошибки, забывчивость и все, к чему они были принуждены вопреки собственной воле». И это хороший хадис. (Примечание переводчика: хадис, указанный в тексте книги автор «аль-Ирва» (№2047) назвал хорошим из-за нескольких путей передачи.)
[118] Пчелы-106.
[119] «Фатх аль-Бари», 9/302.
[120] «Сахих Муслима», Книга веры, глава «Слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Не относится к нам тот, кто обманывает нас», №101.
[121] Милостивый-60.