Путь спасения
И нет никакого руководства и просвещения, и нет спасения в этой жизни и в последней кроме как, держась за то с чем пришел посланник, мир ему и благословение, из руководства в большом и малом, в маленьком и великом. Потому что то, что поразило людей в наше время и до этого из смут, слухов, разделений; а также те из испытаний и бед, которые исходят от злых языков неверующих или мусульманских течений – все это, клянусь Аллахом, по причине упущений на этом великом пути.
Поистине, наш Господь говорит: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24:63).
Как приходит у Бухари и Муслима, от Абу Мусы Аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «То, с чем я был послан Аллахом из руководства и знания, подобно ливню, пролившемуся на землю. Часть этой земли была плодородной — приняла воду и из нее вышло множество растений…». Это подобно тому, кто принял руководство Аллаха, и то, с чем пришел Его посланник , подчиняется полным подчинением, получает пользу и дает ее другим, каждый час и всю жизнь.
«…часть ее была бесплодной, на которой задержалась вода, и пользовались ею люди, пили из нее, поили ей и поливали…» — это пример других, которые дают пользу знанием, даже если не заучили его.
Другая земля, о которой сказал посланник Аллаха : «…пролил ливень на другую ее часть, которая является равниной — не задержалась на ней вода и не выросло на ней растений». Они подобны тому, кому Аллах дал понимание религии и дал пользу посредством того с чем был послан я Всевышним Аллахом, учился и обучал. Другой подобен тому, кто не поднял головы и не принял руководство Аллаха, с которым я был послан»Сахих Бухари (79), Сахих Муслим (2282).
Люди подобного положения между двумя крайностями – первый отдаляется от Корана и сунны в малых вопросах, а другой, в многочисленных.
Униженность личности у Аллаха зависит от того, насколько она отдалится от прямого пути, а величие и почет, напротив, зависит от того насколько она близка к прямому пути.
Сказал пророк передавая слова Господа: «Когда раб приближается ко Мне на расстояние пяди, то Я приближаюсь к нему на расстояние локтя. А когда приближается на расстояние локтя, то Я приближаюсь к нему на расстояние сажени. Когда же раб идет ко мне пешком, Я бегу к нему легким бегом»[1].
Тот, кто воспротивился и отвернулся от руководства с которым пришел посланник, мир ему и благословение, от того отвернется Аллах. Как это приходит в двух достоверных сборниках хадисов, от Абу Уакида Аль-Лейса, что посланник Аллах сказал: «…а что касается третьего, который отвернулся, то от него отвернулся Аллах»[2].
Говорит Аллах: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». И скажет он: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?». Аллах скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению» (20:124-126),
т.е. будет оставлен, оставит его Аллах, предоставит его самому себе в этой жизни, как оставит его в Судный День: «Это будет подобающим возмездием» (78:26), за его пренебрежение и отдаленности от того с чем пришел посланник .
А на другой стороне тот, который ухватился за сунну с покорностью и готовностью к подчинению; такой будет на прямом пути в этой жизни и не заблудится, будет счастлив в следующей жизни, и в безопасности от бед: «Он сказал: «Извергнитесь отсюда вместе, и одни из вас будут врагами других. Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123-124). И это обещание Аллаха — тот, кто будет руководствоваться путем Аллаха, убережется от заблуждений, и от бед в будущей жизни.
Следование тому, с чем пришел посланник Аллаха, мир ему и благословение, приводит человека к праведности. Всевышний Аллах создал своих рабов и ниспослал им книги и послал к ним посланников только для того чтобы за ними следовали в том, что им было приказано. Сказал Аллах: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).
И каждый, кто надеется на Аллаха, надеется попасть в рай, и надеется на довольство Всевышнего Аллаха в этой жизни и в следующей, должен следовать этому аяту.
И не будет ни для кого религия прямой, кроме как, следуя за посланником Аллаха . И не будет доволен Аллах рабом, кроме как с этим. Сказал Аллах: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки» (9:100).
И другие доводы подтверждают необходимость следования посланнику, мир ему и благословение. И тот, кто будет небрежен в этом, постигнет его испытание в соответствии с его упущениями в этой жизни и в последней. Установлено в двух достоверных сборниках от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: «Оставьте меня на том, на чем я вас оставил. Поистине, погибли те, кто был до вас, из-за вопросов и противоречий их пророкам. Поэтому когда я запрещаю вам что-либо, то сторонитесь этого, а когда я вам приказываю что-либо, то поступайте согласно этому по мере возможности»[3].
Это великое указание; и не следует обсуждать то, с чем не пришел посланник Аллаха . Сказал Всевышний Аллах: «Скажи: «Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения и не обременяю себя измышлениями» (38:86).
И когда пришло что-то от посланника, мир ему и благословение, является обязательным принять это полностью. Пришло достоверно у Муслима от Абу Хурайры, а также от Ибн Аббаса, что посланник учил нравственности своих сподвижников, и всех мусульман, направлял их к этому великому пути – принятие того с чем он пришел, предостережение от измышления на пророка . От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланнику было ниспослано «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллах способен на всякую вещь», сподвижникам стало тяжело. Тогда они пришли к посланнику , опустились на колени, и сказали: О посланник Аллаха , наши дела увлекли нас от выполнения молитвы, поста, джихада, и милостыни как следует, в то время как тебе уже был ниспослан этот аят.
Сказал посланник, мир ему и благословение, : «Хотите ли вы сказать, как сказали обладатели двух писаний до вас «услышали и ослушаемся»? Говорите «слушаем и повинуемся, просим прощения у Тебя, о наш Господь, и к тебе предстоит возвращение». Когда они сказали «слушаем и повинуемся, просим прощения у Тебя о наш Господь, и к тебе предстоит возвращение», вслед за этим было ниспослано: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие»….» хадис[4].
Суть в том, что посланник Аллаха исправлял сподвижников, обучал и воспитывал их так, чтобы появлялась любовь к Аллаху и Его посланнику . И не почувствует на себе любви Аллаха никто из мусульман, пока не покорится тому, с чем пришел посланник Аллаха . На это указывают слова Всевышнего: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (3:31).
Остерегайтесь халатности в том, с чем пришел доверенный посланник, мир ему и благословение, потому что люди, как в наше время, так и прежде, находятся в большой опасности попасть в смуты. Сказал Аллах: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (42:30)
[1] «Сахих Бухари»( 7536).
[2] «Сахих Бухари»(66), «Сахих Муслим»(2176).
[3] Сахих Бухари (7288). Сахих Муслим (1337).
[4] Сахих Муслим (125).