Новость

Во что надо одеть детей, чтобы они правильно верили?

HqPoZIaGqloДепутаты Госдумы работают над федеральным законом о школьной форме. Ранее предполагалось, что каждый регион установит свою — «в зависимости от традиций и климатических условий».

Однако местные власти решительно отказались от этих полномочий, опасаясь недовольства родителей.

Политологи уверены, что основной смысл нововведения направлен против хиджабов. А заявления о том, что регионы могут сами утверждать образцы школьной формы, были лукавством. Потому что Москва давно решила, что стандарт будет единый.

Требования об обязательной форменной одежде для школьников пропишут на федеральном уровне. (То, что форму можно и вовсе не вводить, после поручения президента, видимо, не обсуждалось).

«Депутаты из разных регионов попросили Госдуму в законе указать стандарты внешнего вида учащихся. Они опасаются, что местные жители негативно отнесутся к школьной форме, и хотят, чтобы внешний вид ученика был прописан в федеральном законе», — заявила ИТАР-ТАСС зампред комитета по образованию Ирина Мануйлова.

Она отметила, что в Госдуме уже собралась рабочая группа, которая на ближайшем заседании 14 мая определит все требования к школьной одежде. После этого закон будет вновь внесен на рассмотрение парламента. Известно, что в законе отдельно будет указано, что одежда не должна выражать «социальные, имущественные и религиозные различия между учащимися».

Одни заказывают музыку, а платят другие?

Вопрос о том, на чьи плечи ляжет покупка школьной формы, до сих пор не решен. Непонятно, и какие фабрики будут выполнять столь объемный заказ.

Как отмечает победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2010» Михаил Случ, до сих пор тема ношения учениками школьной формы находился в компетенции самих образовательных учреждений.

«Если школа в лице своих органов самоуправления занимается этой темой, то школьную форму вводят, если нет — то не вводится. Говорить о том, лучше или хуже иметь школьную форму, мне кажется странным. Есть школы, которые обладают некой внутренней культурой, располагающей к введению школьной формы. Есть школы, которые к этому не располагают», — заявил Случ.

Кроме того, по мнению педагога, школьная форма — довольно затратное дело, как минимум, для родителей. «Дети быстро вырастают, соответственно, школьная форма не является эстетически совершенным произведением. Я учился во времена, когда школьная форма была обязательной, и я помню эволюцию от серых пиджаков до синих кителей. И то, и другое не вызывало большого энтузиазма у мальчиков, и еще большего — у девочек.

Можно сформулировать какие-то требования к внешнему виду школьников, хотя и здесь эти требования могут меняться в зависимости от региона, социальной среды. Требования к дресс-коду — это нормально. Носить синие пиджаки одной фирмы — не совсем корректно», — отмечает Михаил Случ.

Битва с хиджабами?

Политолог Руслан Айсин уверен: заявления Москвы о том, что каждый регион сможет установить свою форму, с самого начала были простой формальностью.

«Может, единая форма и нужна, но с учетом национальных и религиозных различий, которые существуют в стране. Но, думаю, заявления о том, что регионы смогут сами вводить какие-то колоритные элементы, были лукавством, потому что в Москве, скорее всего, уже решили, что будет единый стандарт. К тому же, школьная форма направлена против хиджабов, тут не стоит даже гадать. То есть, понятное дело, что даже если какие-то субъекты заговорили бы о введении мусульманских атрибутов, они были бы отклонены», — уверен Айсин.

Политолог напомнил о скандале вокруг мусульманского платка в Ставропольском крае, где осенью 2012 года директор школы поселка Кара-Тюбе не позволила нескольким ученицам-мусульманкам приходить на занятия в хиджабах.

Вскоре власти Ставрополья ввели запрет на хиджабы по всему краю, выпустив постановление о «единой школьной форме». Девочкам предложили два варианта — или снять хиджаб, или перейти на «урезанное» домашнее образование.

В конце марта 2013 года родители учениц попытались в суде добиться отмены постановления, нарушающего конституционные права на получение образования и свободу вероисповедания. Судья Ставропольского краевого суда отказалась удовлетворить иск верующих. Однако защитники ставропольских мусульман уже оспорили это решение в Верховном суде.

Ударим однообразием по знакам различия

«Чем сильнее в государстве пренебрегают основными гражданскими и демократическими правами, тем больше у него фобий. Вспомните СССР, где любая „крамольная“ мысль просто вводила в страх. То есть, стране, которая является по своему формату и внутреннему строению авторитарной, обязательно нужна жесткая регламентация, особенно, в сфере идеологии, а религия относится к этой сфере. И что бы там ни говорили, все-таки мусульмане сейчас более всех испытывает на себе пресс государственного аппарата», — поясняет политолог.

Айсин отмечает: несмотря на то, что законопроект запрещает любые религиозные атрибуты, вряд ли он затронет другие конфессии. «Власти хотят пресечь демонстрацию мусульманской религиозности. Насколько я знаю, у католиков обязательно ношение креста, причем большого. Но удельный вес религиозных католиков настолько мал, что это не привело бы к законопроекту. Другой пример: я знаю несколько регионов, где есть сады и школы сугубо еврейско-иудейские, в том же Татарстане — и никаких претензий, но попробуйте открыть частный татаро-мусульманский детский сад и вас просто съедят, — заявил политолог.

«Не тронут», по мнению политолога, и приверженцев Русской православной церкви, которая выступила за введение школьной формы, но с «некоторыми вариациями» — «легкими косынками» для верующих девушек. «Это просто для отвода глаз, демагогическое словоблудие. РПЦ — „за“, потому что она является частью властной пирамиды и сейчас активно проводит православную клерикализацию. Все, что сейчас происходит в воспитательной и духовной сферах, проводится совместно с РПЦ или с ее подачи. И в вопросе школьной формы, который тоже наверняка обсуждался с Церковью, интересы РПЦ будут соблюдены», — уверен Руслан Айсин.

…А вот любопытно, сотрет ли Дума своим законом арабскую надпись на шлеме русского царя Алексея Михайловича? На шлеме был вычеканен 13-й аят 61-й суры Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».

Юлия Ахмедова

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика