Вопрос: Ассаляму алейкум. Я недавно прочитал, что была изнасилована и убита шестилетняя девочка. У меня болит душа, ведь это невинные дети! Почему же Аллах позволяет одному ребенку наслаждаться жизнью, вырасти и умереть своей смертью, а другому – страдать в детстве до самой смерти? Почему Аллах не предотвращает насилие над детьми и девушками, даже если они принимают меры предосторожности? Как жертва насилия может вновь с верой поклоняться Аллаху?
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатуху.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца, дабы все мы восприняли истину, и даровать нам благословение в этом мире и в День Последнего Суда, Аминь.
В Священном Коране Всевышний Аллах говорит, что Он создал человека Своим наместником (халифом) на земле:
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете»» (Коран, 2: 30).
Слово «халиф» переведено выше как «наместник» (или посол). Это свидетельствует, что статус людей выше статуса других божьих созданий, в том числе ангелов. Именно из-за статуса человека (включая женщин) как халифа Аллах наделил его различными способностями, такими как ум, мышление, воображение и т.д., которые формируют его творческий дух. И Аллах дал ему свободу надлежащим образом использовать эти способности. Для этого Он отдал в его распоряжение все, что Он сотворил на земле, и ниспослал ему Свое руководство:
«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно о всякой вещи» (Коран, 2:29), «Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным» (Коран, 20:123).
Будучи халифом Всевышнего Аллаха на земле, человек должен использовать все дарованные ему Аллахом благословения, творчески трудясь ради своего земного благосостояния и ради того конечного счастья, которое дарует Аллах в раю. В этом и заключается сущность ответственности человека на земле. Но, в отличие от других существ, человек одарен свободой, хотя и в определенных рамках. Это означает, что человек, если он так решает, может сделать зло. И мы должны понять, что в схеме Аллаха зло – это обратная сторона монеты: без него на земле не существует добро. И добро, и зло даны для испытания людей на земле. Только те, кто проходит это испытание, получат вознаграждение в будущей жизни:
«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (Коран, 21:35).
Если бы этого Аллах пожелал, Он мог бы сделать людей подобными другим существам, у которых нет никакой свободы. В этом случае не будет ни испытаний, ни вознаграждений и наказаний в будущей жизни. Но Аллах решил, что человек должен быть Его халифом и что у него должна быть свобода делать добро или зло в этом мире.
И пока мы находимся на земле, Аллах не препятствует нашей свободе, даже если мы выбираем зло. Означает ли это, что наше вольное обращение с данной нам свободой не предполагает последствий?
Конечно же, нет. Помните: Аллах послал нам Свое Руководство через Его пророков и писания. Нашей обязанностью является жить согласно руководству Аллаха, но Аллах не хочет вынуждать кого-либо принимать это руководство, поскольку человек свободен принять или отвергнуть его:
«Скажи: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует»» (Коран, 18:29).
Но все это не означает, что Аллах не заботится о том, что происходит на земле, например, когда человек в своем высокомерии совершает такую ужасную жестокость как насилие и убийство шестилетней девочки или подрыв школы, полной невинных детей. Наоборот, Он сообщает нам о непрерывном и неустанном подсчете всех наших деяний:
«Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепещать от того, что в ней. Они скажут: «Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех — все подсчитано». Они обнаружат перед собой все, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (Коран, 18:49).
Несомненно, что наступит тот День, когда мы должны будем ответить за все наши преступления перед Всевышним Аллахом:
«А тем, которые не уверовали, уготован огонь Геенны. С ними не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся. Так Мы воздаем каждому неверующему» (Коран, 35:36).
Всевышний Аллах предупреждает злодеев, что их ожидает неизбежное и ужасное наказание, и утешает добродетельных людей радостной вестью о рае. И все верующие обязаны стараться не только делать добро, но и предотвращать зло. И если мы сами не в состоянии предотвратить преступления или жестокость вокруг нас, мы должны терпеливо молиться Аллаху о Его помощи. В нашей религии нет места отчаянию, ибо Аллах всегда готов вести нас и помогать нам, верующим, во всех наших усилиях на пути к благому.
Мы должны помнить, что жизнь в этом мире – не безбедное существование; что в нем всегда есть и серьезные испытания, и ужасная боль, причиняемая одними людьми другим, даже, как Вы сказали, детям. Те, кто знаком с жизнеописаниями пророков, должны знать, что даже таким святым и набожным людям приходилось страдать от ужасной боли. Вспомните пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) и некоторых из его сподвижников – которые также настрадались за свою жизнь.
Вспомните семью Ясира и страдания мусульман Боснии, Ирака и Палестины в наши дни. В этом мире происходит гораздо больше жестокости, чем об этом говорится в новостях. Но Аллах постоянно внемлет к страданиям бедных и невинных.
Именно по этой причине Он сделал Свой рай столь преисполненным всеми удовольствиями, предназначенными для Его страдающих рабов, а ад – полным ужасных мучений для преступников, которые совершают такие злодеяния как изнасилование маленьких детей.
Вы спрашиваете: “Почему Аллах позволяет одному ребенку наслаждаться жизнью, вырасти и умереть своей смертью, а другому – страдать в детстве до своей смерти? Почему Аллах не предотвращает насилие над детьми и девушками, даже если они принимают меры предосторожности?”
Мы не должны позволять нашим эмоциям брать верх над нашим здравым смыслом. И мы никогда не должны забывать, что все мы слабые и склонные ошибаться создания Всевышнего Аллаха, и мы не имеем права подвергать сомнению Его мудрость.
Аллах (Свят Он и Велик) – Создатель, Вседержитель и Законодатель этой вселенной и всего в ней. Он Мудр; Он знает сокровенные и откровенные тайны; у Него вся Власть и Слава; а мы – ничто. Так кто мы такие, чтобы вопрошать: «Стоит ли Ему делать то или это со Своим созданием?» Наша обязанность состоит в том, чтобы искренне подчиниться Его желанию и молиться о Его милости и прощении. Да простит Аллах наши грехи высокомерия и невежества!
Всевышний Аллах знает лучше.