Вопрос-Ответ

Внешние или внутренние деяния?

Что важнее для мусульманина – справляться с чувствами и мыслями, которые Аллах не любит, такими как гнев, злость, показуха, высокомерие, жестокость сердца и т.д., или уделить внимание внешним дополнительным делам: молитве, посту и другим актам поклонения, несмотря на то, что присутствует в сердце? Ответ приводится на сайте fatwaonline.net.

Вся хвала Аллаху. 

Некоторые из упомянутых действий являются обязательными, и поэтому обязательному следует дать предпочтение, как Аллах сказал в хадисе-кудси, переданном от Его Посланника (мир ему и благословение): «Мой раб не приближается ко Мне чем-нибудь более любимым Мне, чем через религиозные обязанности, которые Я предписал ему», затем Он сказал: «И Мой раб продолжает приближаться ко Мне дополнительными деяниями, пока Я не полюблю его».

Внешние физические действия не принимаются и недействительны до тех пор, пока они не будут соответствовать деяниям сердца, потому что сердце подобно королю, а другие органы подобны солдатам. Если король грешный, то и солдаты грешны. Так, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть в теле кусок плоти: если он здоров, то и все тело будет здорово, а если он болен, то и все тело будет больным».

Также, скрытые деяния сердца неизбежно влияют на внешние физические деяния. Поэтому следует отдать предпочтение тому, что более важно, как бы это ни называлось: внешним или внутренним.

Возможно, то, что называется внутренним, может быть более обязательным, как, например, очищение от зависти и высокомерия, потому что это более важно, чем дополнительные деяния.

Или деяния, описанные как внешние, физические, могут быть лучше, например ночная молитва, которая лучше, чем оставление некоторых мыслей, например, ревности и т.д.

Внутренние и внешние деяния поддерживают друг друга, и молитва удерживает от греховных деяний, делает человека богобоязненным и имеет другие важные эффекты. Молитва является лучшим из деяний.

А Аллаху известно лучше.

Шейх уль Ислам ибн Теймия, Маджму аль Фатава, 6:381

Поэтому, нет разделения между исправлением внутреннего и исправлением внешнего или физического.

Внешние акты поклонения, которые человек выполняет физическими органами – если он делает их ради Аллаха – вне всяких сомнений будут влиять на внутреннюю природу.

Например, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не сказать ли мне о том что уберет зло сердца? Пост три дня каждый месяц» (Передано Насаи 2386, оценен как сахих шейхом Албани в сахих ан Насаи, 2249). Зло сердца — это затаенная вражда, ненависть и зависть.

Одним из наиболее важных средств излечения болезней сердца является изучение и размышление над текстами, которые включают предупреждения тому, кто оставит эти болезни гнить в сердце, как в хадисе, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не войдет в Рай человек, у которого в сердце есть мизерная часть высокомерия» (Муслим, 91)

И хадис, в котором говорится, что Ад сказал: «Моя доля – высокомерные» (Бухари 4850, Муслим 2846)

И хадис: «В День Воскрешения высокомерие будет собрано как муравьи в форме человека» (Тирмизи 2492, оценен как хасан шейхом Албани в Сахих аль Тирмизи, 2025)

И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Болезнь нации, которые были до вас начала распространяться среди вас: зависть и ненависть. Это сбривает. Я не говорю, что это сбривает волосы, но сбривает религию. Клянусь Тем в Чьей длани моя душа, вы не войдете в Рай пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не указать ли мне на то, посредством чего вы полюбите друг друга. Распространяйте салам среди вас» (Передано Тирмизи 2510, оценен как Хасан шейхом Албани в Сахих аль Тирмизи 2038)

Кто с искренностью будет размышлять над подобными предупреждениями о болезнях сердца, тот вне всяких сомнений очистит от них свое сердце и  будет искать помощь в совершении внешних актов, моля Господа об очищении сердца от ненависти, зависти, злобы и т.д., как Аллах сказал, описывая молитву верующих (перевод смысла):

«Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал» (59:10)

Аллаху известно лучше

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика