Никогда не лги ни в шутку, ни всерьез. Не приучай свой язык ко лжи даже шутками, чтобы не солгать в серьезных вопросах. Ложь является самым страшным из смертных грехов. Если люди услышат о твоей лжи, ты потеряешь доверие, и никто не будет верить тебе. Ты упадешь в чужих глазах. Если желаешь понять всю низость лжи, подумай над тем, насколько раздражает тебя ложь других людей, и как они низко падают в твоих глазах. Это является действенным способом для того, чтобы понять свои недостатки. Ты можешь понять свои недостатки, не разглядывая себя, а наблюдая за другими. То, что ты считаешь неприглядным в других, бесспорно, что и другие, видя это в тебе, считают безобразным. Следовательно, не мирись, если у тебя есть отрицательные качества.
2. Невыполненные обещания.
Старайся всегда держать свои обещания! Делай людям добро не на словах, а на деле! Если пообещал что-то, пока не встретишься с какими-либо огромными трудностями, сдержи свое слово, ибо нарушение клятвы является признаком лицемерия и отвратительным свойством характера. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Есть три черты, и если они есть в ком-либо, этот человек является лицемером даже в том случае, если он совершает намаз и соблюдает пост: при разговорах лжет; не выполняет свои обещания; посягает на вещь, когда ему оставляют ее на хранение».
3. Злословие.
Не пачкай свой язык сплетнями! Злословие гораздо хуже, чем тридцать раз совершить прелюбодеяние. В одном сообщении говорится: «Злословие – это неодобрительные высказывания о ком-либо, услышав которые этот человек может обидеться». Даже если ты будешь говорить правду, будет считаться, что ты сплетничаешь, и тем самым нарушишь чужие права. Старайся не сплетничать о тех, кто читает Коран с напускным ханжеством. Но ты можешь сделать это не в открытой форме, а путем намеков и иносказаний. Например, ты можешь сказать: «Да наставит его Аллах на истинный путь. Его поступок огорчил меня. Мы просим Аллаха наставить на правильный путь и нас, и его!»
В этих твоих словах есть два отрицательных момента: первое – это злословие, второе – ты оправдываешь себя и хвалишься, выставляя свою праведность. Если говоря: «Да наставит его Аллах на истинный путь», ты действительно огорчился за него, тайно помолись за него. То, что ты поистине расстроился за него, становится понятным в том случае, если ты не станешь унижать его и рассказывать всем о его недостатках. И высказывание тобой вслух своего разочарования доказывает, что ты говоришь о его недостатках. Чтобы избегать сплетен, для тебя достаточно следующего аята:
«Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (сура «аль-Худжурат», 49/12).
Тех, кто злословит, Аллах сравнивает с поедающими мясо мертвых людей. Тебе нужно избегать злословия!
Чтобы не злословить за спиной правоверных, поступай следующим образом. Представь себя! И подумай, есть ли у тебя какой-то явный или скрытый порок? Подумай, есть ли у тебя грех, который ты совершил втайне или в присутствии людей? Когда хорошо узнаешь себя, знай, что неудача другого человека в вопросе избавления от пороков, подобна твоему неуспеху, и поэтому и он имеет уважительную причину. Как тебе не нравится, когда тебе рассказывают о твоих недостатках и когда тебя позорят, так и другим это не нравится. Если ты будешь скрывать недостатки других, то и Аллах скроет твои. Если ты начнешь позорить других, то Господь нашлет на тебя острые языки, и они сделают так, что в этом мире ты не будешь стоить и ломаного гроша. Потом в Судный день Аллах опозорит тебя на глазах у всех людей. Если же при изучении своей внешности и души не можешь обнаружить изъяны в религиозных и мирских вопросах, знай, что незнание своих недостатков является самой низкой формой глупости. Если бы Аллах пожелал тебе добра, Он показал бы тебе твои недостатки. С самодовольством взирать на себя – это самая низкая степень невежества и глупости. Если ты считаешь себя правильным рабом Аллаха, поблагодари Его, не укоряй и не обвиняй людей, ибо это самый большой недостаток.
4. Споры и препирательства.
Споры обижают твоего собеседника. Это стремление поставить его в неловкое положение. Это обвинение его. Споры говорят о выгораживании и восхвалении себя. С другой стороны, споры приводят к различным жизненным проблемам, так как стоит только вступить в спор с каким-либо нервным человеком, как он может нанести тебе вред. Поспоришь со спокойным человеком, он может обидеться на тебя, и после этого будет испытывать к тебе недоброжелательные чувства. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Если человек прекратит спор, в котором он неправ, Аллах возведет для него на окраине Рая дом. Если же он прекратит спор, в котором он прав, Аллах возведет для него дом на самом высоком месте Рая».
Не попадись в силки шайтана, так как он скажет тебе: «Борись за свои права и не подхалимничай в этом вопросе». Считая, что они делают добро, эти глупцы толкают тебя к неприглядным поступкам. Не давай возможности шайтану посмеяться и поиздеваться над тобой. Конечно, хорошо говорить правду тому, кто признает твои слова, но это делают не спорами, а наставлениями в неприметной форме. Для наставлений есть особый метод: их нужно делать незаметно. В противном случае наставление приведет к унижению и будет больше вреда, чем пользы. Человек, который посещает беседы ученых по фикху (мусульманскому праву), становится склонным к спорам, и ему трудно замолчать. Так как ученые с дурными намерениями внушили ему, что умение спорить является великолепным качеством и способность к полемике достойна восхвалений. Избегай таких людей, как избегают львов, и знай, что споры являются одним из поступков, которые навлекают гнев Аллаха и людей.
5. Самовосхваление.
Всевышний Аллах повелевает:
«Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен» (сура «ан-Наджм», 53/32).
Пусть восхваление себя не становится привычным для тебя, и знай, что это приводит к потере уважения среди людей и вызывает гнев Аллаха.
Если хочешь понять, что самовосхваление не возвышает тебя в глазах людей, обрати внимание на тех, кто хвалится, выставляя свои богатства и достижения. Разве ты мысленно не осуждаешь их за это, и, когда ты удаляешься от них, разве ты не порицаешь их?
6. Проклятия.
Будь осторожен! Ни в коем случае не проклинай живые творения Аллаха, пищу или человека! Не обвиняй в неблагодарности или благодарности, или же в лицемерии ни одного человека из тех, кто повернулся в сторону Кыблы, ибо все сокровенные тайны ведомы только одному Аллаху. Не становись между Аллахом и Его рабами.
Знай, что в Судный день никто не спросит у тебя: «Почему ты не проклял такого-то человека?» Даже если ты в течение всей своей жизни не проклинал Иблиса и ни разу не произнес его имени, тебе за это не придется отвечать. Но если ты произнес проклятия в адрес одного из рабов Аллаха, ты будешь спрошен за это.
Не осуждай ни одно деяние творений Аллаха! Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не критиковал невкусную пищу. Если его душа желала, он ел пищу, не хотела – не ел.
7. Обращение к Аллаху с просьбой наказать кого-либо.
Удерживай свой язык от проклятий в адрес рабов Аллаха! Если с тобой поступят несправедливо, положись на волю Аллаха! В одном хадисе говорится: «Обиженный так часто произносит проклятия в адрес обидчика, что вскоре он оказывается с ним на одной ступени. Затем останется только то, что не возмещено, и в Судный день это потребуют у обидчика».
8. Подшучивание над людьми.
Избегай этого, будь то всерьез или в шутку, так как такие люди обычно теряют стыд. К тем, кто часто разыгрывает людей, не испытывают уважения. Они остаются одни и обижают многих людей. Розыгрыши являются причиной многих ссор и обид, сеют семена ненависти. Не шути ни с кем в унизительной форме! Если подшутят над тобой, ничего не отвечай, и пока не перейдут к другому вопросу, отвернись от них! Когда на собрании начинают вести пустые разговоры, медленно покинь это место!
Все, что мы перечислили, являются бедами языка. В этом вопросе тебе поможет уединение и избегание разговоров без острой на то необходимости. Чтобы избегать ненужных разговоров, Абу Бакр (радыйаллаху анху) клал камешки в рот и, указывая на язык, говорил: «Именно это помогло мне достичь всех высоких степеней».
Поэтому и ты избегай подшучивания над людьми, ибо это находятся во главе всего, что на этом и на том свете приведет тебя к погибели.
По материалам Islam-Today