Знания

Чего должен избегать мусульманин?

zmei1. Ложь.

Никогда не лги ни в шутку, ни всерьез. Не приучай свой язык ко лжи даже шутками, чтобы не солгать в серьезных вопросах. Ложь является самым страшным из смертных грехов. Если люди услышат о твоей лжи, ты потеряешь доверие, и никто не будет верить тебе. Ты упадешь в чужих глазах. Если желаешь понять всю низость лжи, подумай над тем, насколько раздражает тебя ложь других людей, и как они низко падают в твоих глазах. Это является действенным способом для того, чтобы понять свои недостатки. Ты можешь понять свои недостатки, не разглядывая себя, а наблюдая за другими. То, что ты считаешь неприглядным в других, бесспорно, что и другие, видя это в тебе, считают безобразным. Следовательно, не мирись, если у тебя есть отрицательные качества.

2. Невыполненные обещания.

Старайся всегда держать свои обещания! Делай людям добро не на словах, а на деле! Если пообещал что-то, пока не встретишься с какими-либо огромными трудностями, сдержи свое слово, ибо нарушение клятвы является признаком лицемерия и отвратительным свойством характера. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Есть три черты, и если они есть в ком-либо, этот человек является лицемером даже в том случае, если он совершает намаз и соблюдает пост: при разговорах лжет; не выполняет свои обещания; посягает на вещь, когда ему оставляют ее на хранение».

3. Злословие.

Не пачкай свой язык сплетнями! Злословие гораздо хуже, чем тридцать раз совершить прелюбодеяние. В одном сообщении говорится: «Злословие – это неодобрительные высказывания о ком-либо, услышав которые этот человек может обидеться». Даже если ты будешь говорить правду, будет считаться, что ты сплетничаешь, и тем самым нарушишь чужие права. Старайся не сплетничать о тех, кто читает Коран с напускным ханжеством. Но ты можешь сделать это не в открытой форме, а путем намеков и иносказаний. Например, ты можешь сказать: «Да наставит его Аллах на истинный путь. Его поступок огорчил меня. Мы просим Аллаха наставить на правильный путь и нас, и его!»

В этих твоих словах есть два отрицательных момента: первое – это злословие, второе – ты оправдываешь себя и хвалишься, выставляя свою праведность. Если говоря: «Да наставит его Аллах на истинный путь», ты действительно огорчился за него, тайно помолись за него. То, что ты поистине расстроился за него, становится понятным в том случае, если ты не станешь унижать его и рассказывать всем о его недостатках. И высказывание тобой вслух своего разочарования доказывает, что ты говоришь о его недостатках. Чтобы избегать сплетен, для тебя достаточно следующего аята:

«Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (сура «аль-Худжурат», 49/12).

Тех, кто злословит, Аллах сравнивает с поедающими мясо мертвых людей. Тебе нужно избегать злословия!

Чтобы не злословить за спиной правоверных, поступай следующим образом. Представь себя! И подумай, есть ли у тебя какой-то явный или скрытый порок? Подумай, есть ли у тебя грех, который ты совершил втайне или в присутствии людей? Когда хорошо узнаешь себя, знай, что неудача другого человека в вопросе избавления от пороков, подобна твоему неуспеху, и поэтому и он имеет уважительную причину. Как тебе не нравится, когда тебе рассказывают о твоих недостатках и когда тебя позорят, так и другим это не нравится. Если ты будешь скрывать недостатки других, то и Аллах скроет твои. Если ты начнешь позорить других, то Господь нашлет на тебя острые языки, и они сделают так, что в этом мире ты не будешь стоить и ломаного гроша. Потом в Судный день Аллах опозорит тебя на глазах у всех людей. Если же при изучении своей внешности и души не можешь обнаружить изъяны в религиозных и мирских вопросах, знай, что незнание своих недостатков является самой низкой формой глупости. Если бы Аллах пожелал тебе добра, Он показал бы тебе твои недостатки. С самодовольством взирать на себя – это сама