Знания

Деяния, совершаемые сердцем и органами тела, являются причиной для выхода на прямой путь и заблуждения

В Коране  часто  упоминается  о  том, что  деяния, совершаемые  сердцем  и  органами  тела, являются причиной  для  выхода  на  прямой  путь [обретения Божественного  руководства], либо, напротив, заблуждения.

То  есть  сердце  и  органы  тела  совершают  определённые деяния, предполагающие  обретение  руководства, так  как причина  предполагает  следствие  и  как  нечто, оказывающее воздействие, предполагает  это  воздействие. То  же  самое можно сказать  и  о  заблуждении.  То  есть плодом  дел  благочестия  становится  обретение  Божественного руководства, и чем больше таких дел человек совершает, тем больше руководства он обретает. То же самое можно сказать о деяниях греховных.

Причина  в  том, что  Всевышний  Аллах  любит  дела благочестия и  воздаёт за  них  руководством и преуспеянием, и  Он  ненавидит  греховные  деяния  и  воздаёт  за  них заблуждением и несчастьем.

К  тому  же  Аллах  Благочестив, и  он  любит благочестивых  и  приближает  к  Себе  их  сердца  соразмерно проявляемому ими благочестию. И Он ненавидит нечестие и его приверженцев соразмерно степени их нечестивости.

К   первой   основе   относятся   слова  Всевышнего  Аллаха:  «Алиф. Лям. Мим. Это  Писание, в  котором  нет сомнения, — руководство  для  богобоязненных» (сура  2 «Корова», аяты 1-2).

Из этого аята можно сделать два важных вывода.

Первый: Аллах  выводит  на  прямой  путь  посредством Корана того, кто старался избегать Его гнева до ниспослания Писания. Поистине  люди, какую  бы  религию  они  ни исповедовали  и  к  какому  бы  течению  ни  относились, осознают,  что  Всевышний  Аллах  не  любит несправедливость, мерзости  и  нечестие  на  земле, и  Он ненавидит  тех,  кто делает  всё  это.  И  Он  любит  справедливость,  благодеяние,  щедрость,  правдивость  и улучшение  на земле, и  Он  любит  того, кто делает  это. И  Всевышний  Аллах, ниспослав  Писание, вознаграждает  тех, кто  вершит  благое, помогая  им  верить  в  Него  в  качестве награды за их благодеяние и покорность Ему. И Он оставляет без  поддержки  тех, кто  совершает  грехи, мерзости  и несправедливость, не  давая  им  возможности  выйти  на прямой путь посредством Корана.

Второй: если  раб  Аллаха, уверовав  в  Писание  и  обретя общее  руководство  с  помощью  него, принял  его  веления  и поверил  содержащимся  в  нём  повествованиям,  это становится  для  него  причиной  обретения  ещё  одного руководства, уже более подробного. Руководствам нет конца, даже если раб достигнет очень многого в их обретении: выше обретённого  им  руководства  непременно  есть  ещё руководство, и  так  бесконечно. Каждый  раз, проявляя богобоязненность, раб  Аллаха  возвышается, обретая  новое руководство. То есть он постоянно обретает новые и новые руководства — до тех пор, пока он продолжает проявлять богобоязненность. И  каждый  раз, упуская  какую-то  часть богобоязненности,  он  упускает  соответствующую  часть руководства, и  каждый  раз, когда  он  проявляет  богобоязненность, его  доля  руководства  увеличивается, а  с увеличением  этого  руководства  увеличивается  и  его богобоязненность.

Всевышний  Аллах  сказал: «Явились  к  вам  от Аллаха свет [Мухаммед] и ясное Писание. Посредством его Аллах ведёт  по  путям  мира  тех, кто  стремится  снискать  Его довольство. Он  выводит  их  по  Своему  соизволению  из мраков к свету и наставляет их на прямой путь» (сура 5 «Трапеза», аяты 15-16).

Всевышний  также  сказал: «Аллах  избирает  для  Себя того, кого  пожелает, и  направляет  к  Себе  того, кто обращается к Нему» (сура 42 «Совет», аят 13).

И  Всевышний  Аллах  сказал:  «Вспомнит  тот, кто страшится» (сура 87 «Высочайший», аят 10).

Всевышний  также  сказал: «…но поминают назидание только обращающиеся к Аллаху» (сура 40 «Прощающий», аят 13).

И  Всевышний  сказал:  «Поистине,  тех,  которые уверовали и творили праведные деяния, Господь поведёт верным путём за их веру» (сура 10 «Юнус», аят 9).

То есть Он прежде всего привёл их к вере, а после того как они уверовали, Он даровал им новое руководство.

Похожий смысл несут в себе слова Всевышнего: «Аллах увеличивает  приверженность  прямому  пути  тех, кто следует прямым путём» (сура 19 «Марьям», аят 76).

Всевышний  также  сказал: «О  те, которые  уверовали! Если  вы  будете  бояться  Аллаха, то  Он  одарит  вас способностью  различать [истину  и  ложь]»   (сура  8 «Трофеи», аят 29).

К  этой  способности  различать  относится  и  то, что  Он даёт им  что-то  из света, с  помощью которого  они  различают истину и ложь, а также помощь и силу, которые помогают им поддерживать  истину  и  одолевать  ложь. Различение, упомянутое в аяте, толковалось и так, и так.

Всевышний  Аллах  сказал:  «Поистине, в  этом — знамение  для  каждого  раскаивающегося  раба» (сура 34 «Саба», аят 9).

Всевышний  Аллах  сказал:  «Поистине, в  этом — знамения для каждого, кто терпелив и благодарен» в суре «Люкман» (аят 31), «Ибрахим» (аят 5), «Саба» (аят 19), «Совет» (аят 33). Всевышний  сообщил  о  Своих  видимых глазу  знамениях, что  из  них  способны  извлечь  для  себя пользу  только  люди терпеливые  и  благодарные.  И  Он  сообщил о  Своих  знамениях, связанных  с верой и  Кораном, что  из  них  способны  извлечь  для  себя  пользу  только  люди богобоязненные, испытывающие  страх  перед  Ним  и смиренные и те, чья цель — снискать  Его довольство, и что эти  знамения  становятся  напоминанием только  для  тех, кто боится Его, Всевышнего. Всевышний Аллах сказал: «Та. Ха. Мы  ниспослали  тебе  Коран  не  для  того, чтобы  ты  стал несчастен, а  только  в  качестве  назидания  для  тех, кто страшится» (сура 20 «Та Ха», аяты 1-3).

И  Всевышний  сказал  о  Часе: «Поистине, ты — всего лишь  предостерегающий  увещеватель  для  тех, кто опасается этого» (сура 79 «Вырывающие», аят 45).

Что  же  касается  тех, кто  не  верует  и  не  надеется  и  не боится  Часа, то  ему  не  принесут  пользы  знамения — ни знамения осязаемые, ни знамения коранические [аяты]. Поэтому  Всевышний  Аллах  упомянул  в  суре «Худ» наказания, которым были подвергнуты народы, обвинившие во  лжи  направленных  к  ним  посланников, и  поведал  о  том позоре  и унижении, которые постигли  этих людей  в этом  мире. А  затем  Он  сказал: «Поистине, в этом — знамение для  тех, кто  страшится  мучений  в  Последней  жизни» (сура 11 «Худ», аят 103).

Всевышний  сообщил,  что  в  каре,  постигшей  народы, считавшие  ложью  слова  направленных  к  ним  посланников, — назидание  для  тех, кто  боится  наказания  в  мире вечном. Что же касается того, кто не  верует в мир вечный и не  боится наказания в нём, то для  него это не  становится  назиданием и знамением, и, услышав  об  этом, он  говорит: «Так всегда бывает: благо и зло, блаженство и беды, счастье и несчастье!» И  возможно, он  объяснит  случившееся  с упомянутыми  народами  какими-то  процессами, происходящих  во  Вселенной  [то  есть  природными катаклизмами] или  же  воздействием  каких-то  внутренних сил».

Терпение  и  благодарность  становятся  причиной  того, что  их  обладатель  обретает  способность  извлекать  для  себя пользу  из  знамений  Аллаха, потому  что  вера  зиждется  на терпении  и  благодарности. Половина  её — терпение, а вторая  половина — благодарность. И  сила  веры  человека зависит от степени его терпения и благодарности. Пользу от знамений Аллах а получает тот, кто верует в Аллаха и Его знамения, и вера его не будет полноценной без терпения и благодарности. И  поистине, вершина  благодарности — единобожие, а  вершина терпения — отказ внимать призыву страстей. Если  человек  придает  Аллаху  сотоварищей  и следует  своим  страстям, то  его  нельзя  назвать  ни терпеливым, ни благодарным, и знамения не принесут ему никакой пользы и не окажут на него должного воздействия, то есть не принесут ему веры.

Если  говорить  о  второй  основе — то  есть  о  том, что нечестие, высокомерие и ложь влекут за собой заблуждение, то она также упомянута во многих аятах Корана.

Например,   Всевышний  Аллах  сказал: «Посредством неё  Он  многих  вводит  в  заблуждение, а  многих  наставляет  на  прямой  путь. Однако  Он  вводит  в заблуждение  посредством  неё  только  нечестивцев, которые  нарушают  завет  с  Аллахом после  того, как они заключили  его, разрывают  то, что  Аллах  велел поддерживать, и  распространяют  нечестие  на  земле. Именно они окажутся в убытке» (сура 2 «Корова», аяты 26-27).

И Всевышний сказал: «Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в земной жизни и Последней жизни. А несправедливых  Аллах  вводит  в  заблуждение — Аллах вершит то, что пожелает» (сура 14 «Ибрахим», аят 27).

Всевышний  также  сказал:  «Почему  вы  разделились во  мнениях  о  лицемерах  на  две  группы? Аллах отбросил  их  назад  за  то, что  они  приобрели» (сура 4 «Женщины», аят 88).

И  Всевышний  Аллах  «Они  сказали: “Сердца  наши покрыты завесой [или переполнены знаниями] “. О нет, это Аллах  проклял  их  за их неверие. Как же  мала их  вера!» (сура 2 «Корова», аят 88).

И  Всевышний  Аллах  сказал: «Мы  отворачиваем  их сердца  и  взоры, поскольку  они  не  уверовали  в  него  в первый раз» (сура 6 «Скот», аят 110).

Он сообщил, что Он наказал их за то, что они отказались уверовать, после того как вера пришла к ним и они узнали её, но отвернулись от неё, — Он наказал их, повернув их сердца и взоры и возведя преграду между ними и верой. Как сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что несёт вам  жизнь. Знайте, что  Аллах  возводит  препятствие между человеком и его сердцем» (сура 8 «Трофеи», аят 24).

Он повелел им отвечать Ему и Его Посланнику, когда он призывает  их  к  тому, что  несёт  им  жизнь, а  затем   предостерёг  их  от  промедлений  с  ответом, которое  может стать причиной того, что между ними и их сердцами будет возведена  преграда. Всевышний  Аллах  сказал: «Когда  же они  уклонились, Аллах  совратил  их  сердца. Аллах  не ведёт прямым путём людей нечестивых» (сура 61 «Ряды», аят 5).

И  Всевышний  Аллах  сказал: «Но  нет! Их  сердца окутаны  тем, что  они  приобрели»  (сура  83 «Обвешивающие», аят 14). То есть Всевышний сообщил, что их деяния закрыли их сердца и стали преградой между ними и  между  верой  в  Его  знамения, и  они  сказали: «Это  — сказки древних народов!» (сура 83 «Обвешивающие», аят 13).

И Всевышний Аллах сказал о лицемерах: «Они предали забвению  Аллаха, и  Он  предал  их  забвению»  (сура 9 «Покаяние», аят 67). И Он воздал им за то, что они забыли Его, тем, что и Он предал их забвению, не напоминая им ни о Своём руководстве, ни о Своей милости. И Он сообщил, что Он  заставил  их  забыть  самих  себя, то  есть  собственные души, и  после  этого  они  уже  не  стремились  добиться совершенства для них с помощью полезного знания и благих дел, а это — верное руководство и религия истины, и Он заставил их забыть об этом, в результате чего они перестали искать  это, любить  это, знать  это и  стремиться  к нему — таким было Его наказание им за то, что они забыли Его.

Всевышний  Аллах  сказал  о  них:  «Это  —  те,  сердца которых  Аллах  запечатал  и  которые  потакают  своим желаниям. Тем, кто  следует  прямым  путём,    Он  увеличивает  их  приверженность  прямому  пути и дарует  им  богобоязненность» (сура 47 «Мухаммад», аяты 16-17).

Он  сообщил  о  том, что  они  следуют  своим  страстям  и пребывают  в  заблуждении, которое  является  плодом  этого следования  страстям  и его  следствием, подобно  тому, как о следующих  прямым  путём  сказано, что  у  них  есть богобоязненность и верное руководство.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх