Месяц Мухаррам – это один из священных месяцев, которые мусульманин должен использовать для приближения к Аллаху, совершая дополнительные религиозные акты: молитву, пост, милостыню и т.д.
Десятый день этого месяца знаменательный для мусульман – это день Ашура, о котором Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сильнее желал поста, нежели в день Ашура и месяц Рамадан» (Аль-Бухари).
После Хиджры, когда Пророк (мир ему и благословение) прибыл в Медину, он узнал о том, что евреи Медины также соблюдают пост в этот день. Пророк (мир ему и благословение) спросил, почему они соблюдают пост. Они ответили: «Это благословенный день. В этот день Бог спас детей Израиля от их врага (в Египте) и потому Пророк Моисей постился в этот день, вознося благодарение Богу». Он сказал: «У нас больше прав на Мусу, чем у вас», так что он постился в тот день и предписал [мусульманам] поститься.
Существует ошибочное мнение, что соблюдение поста в день Ашура является проявлением скорби по мученику Имаму Хусейну (да будет доволен им Аллах) – так называемый «день скорби» у шиитов. Однако, как сказано выше, традиция соблюдения поста Ашура берет свои истоки в глубокой древности задолго до времени убийства Имама Хусейна, внука Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которое было совершено для захвата политической власти в 61 году Хиджры (680 год).
Вначале пост в Ашура был обязательным. Во 2-м году Хиджры (624 год) после того, как мусульманам было ниспослано Аллахом наставление о необходимости соблюдения поста на протяжении месяца Рамадана, Пророк (мир ему и благословение) распорядился объявить пост в День Ашура добровольным. Однако милость Аллаха оказана в том, что за пост в один день Он прощает грехи за весь год. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я надеюсь, Аллах примет пост в день Ашура как искупление за прошлый год» (Муслим).
Имам Ат-Тирмизи упоминает, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) говорил, что следует поститься два дня – девятый и десятый дни Мухаррама, — в этом заключалось различие между мусульманским постом и постом, который соблюдала еврейская община.
Поэтому самым лучшим является соблюдение поста девятого и десятого Мухаррама, ниже по степени идёт пост десятого и одиннадцатого, а затем пост только в день Ашура (десятого мухаррама) без смежных дней.