Знания

Виды покидания Корана

Коран1321Покидание  Корана  бывает трёх  видов. Первый вид: отказ внимать Корану, верить в него и прислушиваться к его заповедям.

Второй  вид: отказ  поступать  согласно  ему  и  соблюдать содержащиеся в нём предписания, касающиеся  дозволенного и  запретного, даже  если  человек  при  этом  читает  Коран  и верит в него.

Третий  вид:  отказ  руководствоваться  его постановлениями, а  также  отказ  обращаться  к  нему  за ответами  на  вопросы,  касающиеся  основных  и второстепенных  положений  религии. Сюда  же  относится убеждённость в том, что Коран не даёт достоверного знания и что его доказательства формальны и не дают знания.

Четвёртый  вид: отказ  от  размышления  над  аятами Корана, попыток  понять  его  и  познать  то, что желал  сказать Всевышний.

Пятый  вид: отказ  лечить  посредством  него  все  недуги сердца. Речь идёт о том случае, когда человек ищет исцеления в  чём-то  другом  и  отказывается  лечиться  посредством Корана.

Всё  это  входит  в  слова  Всевышнего  Аллаха «Посланник сказал: «Господи! Мой народ забросил этот Коран»» (сура 25 «Различение», аят 30).

Хотя  среди перечисленных видов покидания есть  более  тяжкие и более лёгкие.

Так же и стеснённость в груди, возникающая из-за него, бывает разной.

Бывает стеснённость от  ниспослания Корана и от  того, что он является истиной от Аллаха.

Также могут подразумеваться сомнения: Коран — слова Аллаха или же одно из Его творений и Он просто внушил Пророку, чтобы он изрёк его.

Бывает также, что эту стеснённость вызывают сомнения относительно того, достаточно ли людям Корана или же его недостаточно,  и  они  нуждаются  в  умозаключениях, аналогиях, мнениях и политике.

А иногда эта стеснённость  бывает связана с тем, на что он  указывает  и  что  он  представляет  собой: истины, понимаемые  из  него  при  ознакомлении  с  ним? Или  же требуется  истолкование  его  и  увод  от  этих  истин  к  принудительным обобщённым толкованиям?

Стеснённость  порой  вызывается  и  сомнением относительно  указаний  Корана: как  следует  понимать  его слова — в  прямом  смысле  или  же  в  переносном, как метафору, когда  слова  уводятся  от  прямого  значения  к порицаемым истолкованиям?

И если их всё-таки  нужно понимать  в  прямом смысле, то  существует  ли  на самом  деле  то, на  что они  указывают, или же указывают на некий вид пользы?

Подразумевается  сомнение  такого  рода: например, атрибут Всевышнего  — ‘рука — это Рука (прямое значение) или же это  метафора  и  подразумевается  могущество [переносный смысл]?

Подразумевается  сомнение  такого  рода: если  атрибут  — это все-таки Рука, то действительно ли она есть у Всевышнего?

Все  люди,  задающиеся  подобными  вопросами, испытывают  стеснённость  в  груди  из-за  Корана. Они  сами знают об этом и ощущают это.

Ты не увидишь приверженца нововведений в религии, в груди  которого  не  было  бы  стеснённости, вызываемой кораническими  аятами, противоречащими  нововведениям, которым  он  привержен. И  ты  не  найдёшь  грешника  и нечестивца, в  груди  которого  не  было  бы  стеснённости, вызываемой кораническими аятами, препятствующими ему в совершении того, к чему он стремится.

Подумай же об этом и выбери для себя, что пожелаешь.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика