Знания

Виды поста

Как   уже   не   раз   отмечалось,   пост  в   рамадане  является   обязательным предписанием религии. Помимо него, к обязательным постам относятся пост для искупления прегрешения и обетованный пост. Обязательным считается и возмещение пропущенного поста в рамадане.

Шариат предписывает поститься для искупления целого ряда грехов, таких как половая близость днем в рамадане, отречение от жены по языческому обряду зихару i, нарушение некоторых запретов на священной земле Мекки, клятвопреступление и т.п. К сожалению, здесь не место для обсуждения этих предписаний,   но   каждое   из   них   подробно   описывается   в   книгах   по мусульманскому праву и в трудах по толкованию Корана. Что же касается обетованного   поста,   то   богословы   считают   нежелательными   обеты,   в которых люди берут на себя дополнительные обязательства. Тем не менее, мусульманин обязан исполнить данный обет, как только ему представится такая возможность.

Если же человек не успеет исполнить свой долг, прежде чем расстанется с этим  миром,  то  поститься за  него  должен его  наследник  или  близкий родственник. Передают со слов Аиши, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «За того, кто умер, не возместив поста, должен поститься его близкий родственник». ii

Из этого хадиса следует, что если человек умер, не возместив обязательный пост, то поститься за него должен его близкий родственник. Это предписание носит обязательный характер и распространяется на любые обязательные виды  поста.   Тем   не  менее,  Абу   Ханифа,  Малик   и  некоторые  другие богословы считали, что нельзя поститься за другого человека. Они полагали, что родственники покойного  должны совершить за него  искупительные действия. Это мнение опирается на хадис, переданный со слов Ибн Умара, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «Если человек умрет, не возместив пост месяца рамадан, то  его родственник должен  накормить одного  бедняка  за  каждый пропущенный день».  iii Однако восходящая версия этого хадиса недостоверна. Известно лишь, что этого мнения придерживались Ибн Умар, Ибн Аббас и Аиша. Богословы   ханбалитского   толка   считали,   что   родственники   покойного должны   накормить   бедняков,   если   тот   не   успел   возместить   пост, пропущенный  в   рамадане.  Если  же  он  дал  обет  поститься   в  течение нескольких  дней и не успел  сделать это, то его  родственники должны поститься за него. Однако достоверных хадисов о необходимости кормить бедняков при данных обстоятельствах не существует. Поэтому некоторые богословы шафиитского толка и большинство знатоков хадисов считали, что родственники   покойного   должны   поститься   за   него   при   любых обстоятельствах. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Помимо обязательных постов существуют и желательные посты, которые приносят верующему большое вознаграждение, смывают его прегрешения и поднимают его на более высокую ступень перед Аллахом. Добровольный пост можно соблюдать в любые дни, когда поститься не запрещено, но шариат поощряет следующие добровольные посты:

1. Пост в течение шести дней в шаввале

Передают  со   слов  Абу   Айюба  аль-Ансари,  что  посланник   Аллаха,  да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто постился в рамадане, а затем соблюдал пост в течение еще шести дней в шаввале, тот словно постился целый год». iv

Шавваль – десятый месяц мусульманского лунного календаря, наступающий сразу   после   рамадана.   Поститься   шесть   дней   этого   месяца   можно последовательно или раздельно. Это можно делать в начале, в середине или в конце месяца. Пост в рамадане, дополненный постом в течение шести дней шавваля, равносилен посту в течение целого года, потому что за каждое благодеяние верующий получает вознаграждение в десятикратном размере.

Пост в рамадане равносилен посту в течение десяти месяцев, а пост в течение еще шести дней следующего месяца равносилен посту в течение еще двух месяцев, что в сумме составляет целый год.

2. Пост в день Арафы и в день Ашуры

Передают, что  Абу  Катада аль-Ансари рассказывал, что  к Пророку, да благословит   его   Аллах   и   приветствует,   пришел   мужчина   и   спросил: «Расскажи   о   том,   как   ты   постишься».   Посланник   Аллаха,   да благословит   его   Аллах   и   приветствует,  начал   сердиться,  и   Умар заметил это. Он сказал: «Мы довольны тем, что Аллах – наш Господь, ислам – наша религия, а Мухаммад – наш Пророк! Упаси нас Аллах от Его гнева и от гнева Его посланника». Умар продолжал повторять эти слова до тех пор, пока гнев посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не прошел. Затем Умар спросил: «О посланник Аллаха! Что можно сказать о том, кто постится в течение целого года и разговляется только один  день». Он  сказал:  «Он не постился и не разговлялся». Он спросил: «А что можно сказать о том, кто постится два   дня  и   разговляется  один   день?»   Он  сказал:   «Разве  кто-нибудь способен на это?» Он спросил: «А что можно сказать о том, кто постится один  день и разговляется один день».  Он ответил:  «Так постился Давуд, да пребудет над ним мир». Он спросил: «А что можно сказать о том, кто постится один день и разговляется два дня?» Он сказал: «Хотелось бы, чтобы я мог поступать так». Затем посланник Аллаха, да благословит  его Аллах  и  приветствует, сказал: «Пост в течение трех дней каждого месяца и в каждый рамадан равносилен посту целую вечность. Я надеюсь, что по милости Аллаха пост в день Арафы искупит грехи, совершенные в течение минувшего и будущего годов. И я надеюсь, что пост в день Ашуры искупит грехи, совершенные за минувший год». v

День Арафы – это девятое число месяца зуль-хиджжа. Пост в этот день считается желательным для тех, кто не совершает паломничество, потому что он искупает грехи, которые человек совершил в течение минувшего года, и помогает человеку избегать грехов в течение будущего года. Это касается только   малых   грехов,   потому  что  тяжкие  грехи  можно   смыть   только посредством искреннего покаяния. Если же человек не раскается в этих грехах, то он может понести наказание, или же Аллах простит их ему по Своей милости. Что   же  касается  поста паломников в  день Арафы,  то богословы высказывали разные мнения по этому поводу. Согласно наиболее достоверному из них, паломникам поститься в этот день нежелательно.

День Ашуры –  это десятое число  месяца мухаррам. Когда мусульмане переселились в Медину, они увидели, что иудеи постятся в этот день. Так иудеи благодарили Всевышнего Господа за то, что в этот день Он спас Мусу и израильтян от войска Фараона. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, тоже велел мусульманам поститься в этот день. А для того чтобы они отличались от иудеев, он приказал поститься один день до этого   и   один   день   после   этого.   Известно,   что   пост   в   Ашуру   был обязательным до ниспослания предписания поститься в рамадане.

Передают, что Аиша рассказывала:  «До того как пост в рамадане был вменен в обязанность, люди соблюдали пост в Ашуру, и в этот день Каабу покрывали новым покрывалом. А когда Аллах вменил в обязанность пост   в   рамадане,   посланник   Аллаха,   да   благословит   его   Аллах   и приветствует, сказал: «Кто захочет поститься в этот день, пусть постится, а кто захочет прекратить делать это, пусть не соблюдает его». vi

3. Пост в шабане

Передают, что мать правоверных Аиша рассказывала:  «Иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился так часто, что мы говорили: «Да ведь он не разговляется!» А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: «Да ведь он не постится!» Я никогда не видела, чтобы помимо рамадана он постился в течение целого месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в шабане». vii

Шабан   –   восьмой   месяц   мусульманского   лунного   календаря, предшествующий рамадану. Из хадиса Аиши, да будет доволен ею Аллах, следует, что в этот месяц посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился с особым усердием. Существуют разные объяснения тому, зачем он поступал так.

Передают   со   слов   Аиши,   что   Пророк,   да  благословит   его   Аллах   и приветствует, постился по три дня в каждом месяце. Если же он не постился в эти дни, то откладывал эти посты на шабан. viii

В другом хадисе, рассказанном со слов Анаса, сообщается, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какой пост является самым лучшим?»  Он ответил: «Пост  в месяце шабан для возвеличивания рамадана». ix

В  хадисе  Усамы  б.   Зейда   сообщается,   что   однажды   он  спросил:  «О посланник Аллаха! Я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постишься в шабане». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между раджабом и рамаданом. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, когда я соблюдаю пост». x

Вероятно, каждая из перечисленных причин могла повлиять на решение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В любом случае, мусульманам следует поститься в этот месяц чаще, чем они это делают в другие месяцы.

4. Пост в мухарраме

Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «После поста в рамадане самым лучшим является пост в запретном месяце Аллаха». xi

Мухаррам – первый месяц мусульманского лунного календаря, которому предшествует месяц зуль-хиджжа. Сообщения о превосходстве поста в этом месяце не противоречат предыдущим хадисам о том, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, больше всего постился в шабане. Имам   ан-Навави   писал,   что   Посланник,   да  благословит  его   Аллах   и приветствует, не постился в мухарраме так же усердно, как в шабане, потому что знание о превосходстве поста в мухарраме было ниспослано ему лишь в конце жизни. А лучше всего об этом известно Аллаху!

5. Пост в месяцы раджаб, зуль-каада, зуль-хиджа

Так называются три из четырех запретных  месяцев. Четвертым является месяц мухаррам, о котором мы уже говорили. Пост в запретные месяцы является желательным, и сподвижники уделяли ему особое внимание. О чем можно судить по вышеупомянутому хадису Усамы б. Зейда. Передают, что мужчина родом из племени Бахила рассказывал, что однажды он пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха! Я – тот самый мужчина, который пришел к тебе в первом году». Он спросил: «Почему же твое тело настолько истощено?» Он сказал: «Я никогда не кушал днем. Я кушаю только по ночам». Он сказал: «А кто велел тебе причинять себе страдания?» Он сказал: «О посланник Аллаха! Я способен на еще большее». Он сказал: «Постись в месяц терпения, а затем еще один день». Мужчина сказал: «Я способен на большее». Он сказал: «Постись в месяц терпения, а затем еще два дня». Он сказал: «Я способен на большее». Он сказал: «Постись в месяц терпения, а затем еще три дня». Мужчина  сказал: «Я способен на  большее». Тогда он сказал: «Постись в месяц терпения, а затем еще три дня. И постись в запретные месяцы». xii

Под месяцем терпения здесь подразумевается рамадан. Под тремя днями – три дня в шаввале. Ранее мы уже говорили о том, что желательно поститься в течение   шести   дней   этого   месяца.   А   под   запретными   месяцами подразумеваются месяцы зуль-каада, зуль-хиджжа, мухаррам и раджаб. Из этого хадиса не следует понимать, что поститься в запретные месяцы следует ежедневно,   поскольку   в   версии   Абу   Давуда   говорится:  «Постись   в запретный   месяц   и   разговляйся.   Постись   в   запретный   месяц   и разговляйся. Постись в запретный месяц и разговляйся».  Ранее также было   отмечено,   что   посланник   Аллаха,   да  благословит   его   Аллах   и приветствует, постился ежедневно только в рамадане.

6. Пост в дни полнолуния

Передают со слов Абу Зарра:  «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал нам поститься в течение трех дней каждый месяц: тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого». xiii

О превосходстве такого поста сообщается в другом хадисе, переданном со слов Джабира. В нем говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост в течение трех дней каждого месяца равносилен посту в течение целого года. Это – три дня полнолуния». xiv

Однако   для  поста необязательно   выбирать  именно   дни  полнолуния.  В некоторых преданиях сообщается, что поститься можно в течение любых трех дней каждого месяца. Передают, что мать правоверных Аишу спросили: «Действительно  ли  посланник Аллаха, да  благословит  его  Аллах  и приветствует, постился по три дня в каждом месяце?» Она ответила: «Да». Ее спросили: «А в какие дни он постился?» Она сказала: «Он не придавал значения тому, в какие дни поститься». xv

В хадисе, переданном со слов Хафсы, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в каждом месяце по три дня: понедельник и четверг на одной неделе, а также понедельник на следующей неделе. xvi

7. Пост по понедельникам и четвергам

Из предыдущего хадиса видно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто отдавал предпочтение посту в понедельник и четверг. Эти дни отличаются от остальных дней недели тем, что в них деяния людей возносятся к Аллаху, и пост в эти дни позволяет верующему привлечь Его милость и заслужить прощение совершенных в течение недели грехов.

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Деяния возносятся каждый понедельник и четверг, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, пока я соблюдаю пост». xvii

В другом хадисе сообщается, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о посте в понедельник, и он ответил: «В этот день я родился, и в этот день на меня снизошло откровение». xviii

Это значит, что в понедельник Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, постился еще и в знак благодарности Аллаху за ниспослание ему откровения. Из этого можно сделать вывод, что мусульманин должен почитать дни, когда Аллах оказал ему великую милость, и поститься в эти дни в знак благодарности Господу.

Помимо обязательных и желательных постов есть и запрещенные посты. Как и другие обряды поклонения, пост нужно соблюдать не только искренне ради Аллаха, но и в соответствии с Сунной Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому, если человек соблюдает запрещенный пост, то он ослушается Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

К запрещенным постам относятся следующие:

1. Пост в праздничные дни

В исламе есть два праздника – день разговения и день жертвоприношения. Эти праздники отличаются от тех, которые люди приурочивают к каким-либо   историческим   событиям   или   придумывают   для   проведения увеселительных мероприятий. Они являются венцом двух славных обрядов поклонения –   поста и  паломничества.  Праздник  разговения  отмечается первого   шабана,   когда   заканчивается   месяц   поста,   а   праздник жертвоприношения – десятого зуль-хиджжа, когда паломники совершают основные обряды хаджа. В эти дни верующие радуются милости Аллаха и тому, что   Всевышний  Господь предоставил  им  возможность заслужить прощение и помог исполнить религиозные обязанности. В эти дни они наслаждаются   дарованными   Аллахом   благами,   угощают   друг   друга, проявляют   заботу   о   нуждающихся,   и   поэтому   поститься   в   эти   дни запрещается.

Передают   со   слов   Абу   Саида  аль-Худри,   что   посланник   Аллаха,   да благословит его Аллах и приветствует, запрещал поститься два дня в году: в день разговения и в день жертвоприношения. xix

Кроме  того,   праздничные   дни   считаются  уважительной   причиной   для прерывания   обязательного   поста,   например,   непрерывного шестидесятидневного поста для искупления совершенного греха.

2. Пост в дни ташрика

Так  называются три дня, следующие за праздником жертвоприношения, который отмечается десятого зуль-хиджжа. В эти дни мусульмане совершают жертвоприношения   и   возвеличивают   Всевышнего   Аллаха,   и   поэтому посланник  Аллаха,  да благословит его  Аллах  и приветствует, запретил проводить их в посте.

Передают   со   слов   Нубейши   аль-Хузали,   что   посланник   Аллаха,   да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дни ташрика – это дни еды, питья и поминания Великого и Могучего Аллаха». xx

Однако   мать  правоверных   Аиша,   Абдуллах   б.  Умар   и  многие  другие богословы считали, что поститься в эти дни запрещено для всех, кроме паломников, которые не имеют возможности совершить жертвоприношение.

Всевышний Аллах сказал:  «Если же вы находитесь в безопасности, то всякий,  кто  совершает  малое паломничество  и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его  окончания – всего десять дней»  (аль-Бакара, 196). Поэтому, если паломник, который обязан совершить жертвоприношение, не может сделать это, то ему разрешается поститься в течение трех дней ташрика. А лучше всего об этом известно Аллаху!

3. Пост в день, когда есть сомнения в наступлении рамадана

Передают, что Аммар  б. Йасир сказал:  «Кто постится, сомневаясь в наступлении рамадана, тот ослушается Абу аль-Касима, да благословит его Аллах и приветствует». xxi

Из слов сподвижника следует, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил начинать обязательный пост до тех пор, пока люди не будут уверены в наступлении рамадана. Это относится к тем дням, когда из-за повышенной облачности трудно судить о новолунии. В этом случае, как мы уже говорили на третьем уроке, нужно отсчитать тридцать дней месяца шабан, а затем начинать пост в рамадане.

Кроме того, шариат запрещает поститься за день или за два до наступления рамадана, если только мусульманин не постится регулярно. Передают со слов Абу  Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его  Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не постится за день или за два до наступления рамадана, если только он не соблюдает пост регулярно. Только в этом случае можно поститься в эти дни». xxii

Это   значит,   что   если  мусульманин  регулярно   постится,   например,  по понедельникам, и понедельник попал на последний день шабана, то ему разрешается соблюдать пост в этот день. Богословы шафиитского толка не только запрещали поститься за день или за два до наступления рамадана, но и   считали   нежелательным   пост   после   середины   шабана.   Это   мнение справедливо и опирается на хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит  его   Аллах  и   приветствует,  сказал:  «Не  поститесь,   если наступила середина шабана». xxiii

4. Пост в пятницу, если он не совмещен с постом в четверг или в субботу

Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах  и  приветствует,  сказал:  «Пусть  никто  из  вас не постится  в пятницу, если только он не постился за день до этого или не будет поститься на следующий день». xxiv

Пятница считается еженедельным праздником мусульман, а известно, что в праздничные дни следует усердно  поминать Аллаха, благодарить Его за дарованные блага, угощать бедняков и нуждающихся. Поэтому поститься в пятницу можно лишь в том случае, если человек уже постился в четверг или собирается поститься в субботу. Большинство богословов также считает, что поститься в пятницу  не запрещено, если она попадает на те дни, когда верующий регулярно соблюдает добровольный пост.

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не избирайте ночь на пятницу для ночного намаза, если вы не молитесь по ночам в другие дни, и не избирайте пятницу для поста, если вы не поститесь в другие дни. И поститесь в пятницу только в том случае, если на нее приходится ваш регулярный пост». xxv

Это значит, что если верующий регулярно поститься в дни полнолуния, и пятница попадает на один из этих дней, то ему не запрещается поститься в нее. А лучше всего об этом известно Аллаху!

5. Непрерывный пост

В   длинном   хадисе   Абдуллаха  б.   Амра   сообщается,   что   Пророка,   да благословит его Аллах и приветствует, спросили о непрерывном посте, и он сказал:  «Кто   постился всю жизнь,  тот  не постился  никогда».  Он повторил это дважды. xxvi

Из этого хадиса ясно следует, что поститься без перерывов в течение всей жизни   или   длительного   промежутка   времени   запрещается.   Ислам   не призывает людей  к  монашеству  и  полному  отказу  от  земных  благ,  и мусульмане смогут добиться успеха в этом мире и в Будущей Жизни только, если они будут следовать путем Божьего посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Передают, что Анас б. Малик, рассказывал, что трое мужчин подошли к домам супруг Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и начали интересоваться тем, как поклоняется Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Когда им рассказали о том, как он поклоняется, они сочли это недостаточным для себя и сказали: «Куда нам до Пророка, да благословит его  Аллах  и приветствует?! Аллах  простил ему все предыдущие и будущие  прегрешения».  Затем  один  из них сказал:  «Отныне я буду молиться все ночи напролет». Второй сказал: «А я буду поститься всю жизнь и не стану прерывать пост». А третий сказал: «Я же откажусь от женщин и никогда  не женюсь». Тут  к ним подошел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Это вы сказали   такие-то   слова?   Клянусь   Аллахом,   я   являюсь   самым богобоязненным и благочестивым среди вас! Однако я соблюдаю пост и разговляюсь, молюсь и сплю, а также женюсь на женщинах. А всякий, кто не желает следовать моим путем, не имеет  ко  мне никакого  отношения». xxvii

6. Добровольный пост жены в присутствии мужа без его согласия

На предыдущем уроке мы отмечали, что женщина не имеет права соблюдать добровольный пост без разрешения мужа, если только он не находится в отъезде. Об этом говорится в хадисе Абу Хурейры, переданном аль-Бухари и Муслимом. Объясняется же это  тем, что  жена обязана выполнять свои супружеские обязанности перед мужем, если он попросит ее об этом.

Передают, что Абдуллах б. Абу Ауфа рассказывал: «Когда Муаз вернулся из Шама,   он   поклонился   Пророку,   да   благословит   его   Аллах   и приветствует. Тот спросил: «Что это такое, Муаз?» Он ответил: «В Шаме   я   увидел,   что   люди   падают   ниц   перед   их   епископами   и патриархами, и мне захотелось, чтобы относились к тебе так же». Тогда  посланник Аллаха, да  благословит его  Аллах  и приветствует, сказал: «Не поступайте так! Если бы я приказал поклониться кому-либо помимо Аллаха, то приказал бы женщине поклониться своему мужу. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада! Женщина не исполнит своих обязанностей перед своим Господом, пока полностью не исполнит их перед мужем. Она не должна отказывать ему, даже если будет при родах». xxviii

Уроки благословенного месяца. Э.Кулиев, Абаскулиев Р.Ф.

Комментарии

i Во времена невежества арабы отрекались от своих жен, объявляя их таким же запретными для себя так, как их матери или сестры. Ислам отменил этот обычай и установил искупительные действия для тех, кто нарушает этот запрет.

ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

iii  Этот хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа со  слабой цепочкой рассказчиков.

iv Этот хадис передал Муслим.

v Этот хадис передал Муслим.

vi Этот хадис передал аль-Бухари.

vii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и его текст приведен согласно версии Муслима.

viii Этот хадис передал ат-Табарани со слабой цепочкой рассказчиков.

ix Этот хадис передал ат-Тирмизи со слабой цепочкой рассказчиков.

x Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.

xi Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим.

xii Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и Ибн Маджа, причем текст хадиса принадлежит последнему. Абу аль-Касим аль-Багави сказал, что этого мужчину звали Абдуллах б. аль-Харас.

xiii Этот хадис передали ат-Тирмизи и ан-Насаи, а Ибн Хиббан назвал его достоверным.

xiv Этот хадис передал ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков.

xv Этот хадис передал Муслим.

xvi Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи. xvii Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, и аль-Албани назвал его достоверным.

xviii Этот хадис передал Муслим.

xix Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xx Этот хадис передал Муслим.

xxi Аль-Бухари передал этот хадис без цепочки рассказчиков, но Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа передали его целостную версию, а Ибн Хиббан назвал его достоверным.

xxii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xxiii Этот хадис передал Ахмад, и аль-Албани назвал его достоверным.

xxiv Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xxv Этот хадис передал Муслим.

xxvi Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xxvii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xxviii Этот хадис передал Ибн Маджа.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх