Вопрос: Какие права есть у жены над мужем согласно Корану и Сунне? Какие обязанности у мужа перед женой и наоборот?
Ответ: Хвала Аллаху
Ислам наделил обоих супругов разными правами, но среди этих прав есть общие, относящиеся и к мужу, и к жене.
Мы приведем тексты Корана и Сунны, в которых говорится о правах супругов по отношению друг другу, а также комментарии ученых, да поможет нам Аллах.
Во-первых:
Права, которыми обладает только жена
У жены есть материальные права. К ним относятся махр (приданое), содержание и обеспечение жильем.
У жены также есть нематериальные права, например, соблюдение справедливости между женами, хорошее отношение и непричинение ей вреда.
1. Материальные права
• Махр. Это материальные ценности, на которые жена имеет право при заключении брачного договора или позднее. Мужчина обязан выплатить женщине махр. Аллах говорит:
وآتوا النساء صدقاتهن نحلة
«Даруйте женщинам их приданое от чистой души» (Женщины 4:4).
Предписание выплачивать махр показывает серьезность и важность брачного договора, а также служит знаком уважения и почтения к женщине.
По мнению большинства ученых, махр не является обязательным условием при заключении брака, скорее, его можно назвать одним из последствий заключения договора. По мнению большинства ученых, если в брачном договоре нет упоминания о махре, то он все равно считается действительным. Аллах говорит:
ا جناح عليكم إن طلقتم النساء ما لم تمسوهن أو تفرضوا لهن فريضة
«На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (Корова 2:236).
Разрешено разводиться до начала супружеской жизни или определения махра, а значит, в брачном договоре его можно не упоминать.
Однако если махр указан в договоре, муж обязан выплатить его. Если о махре ничего не сказано, то жена имеет право получить то приданое, которое обычно дается женщине ее социального положения.
• Содержание. Ученые Ислама единодушны во мнении, что обязанности по содержанию жены возложены на мужа, при условии, что жена дает ему доступ к своему телу. Если она отказывает ему или проявляет непослушание, то эта обязанность с него снимается.
Мудрость заключается в том, что женщина соединяется с мужем посредством брачного договора, ей не дозволено выходить из дома для заработка без его разрешения, поэтому он обязан обеспечить ее достаток, а также потому, что он получает от нее наслаждение, и она делает свое тело доступным для него.
Содержание – это обеспечение жены продовольствием и жильем. Она имеет на это права, даже если богата, потому что Аллах говорит:
وعلى المولود له رزقهن وكسوتهن بالمعروف
«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (Корова 2:233).
لينفق ذو سعة من سعته ومن قدر عليه رزقه فلينفق مما آتاه الله
«Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах» (Развод 65:7).
Доводы из Сунны:
Когда Хинд бинт Утба, жена Абу Суфьяна, пожаловала Пророку (мир ему и благословение Аллаха) на скупость своего мужа, он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка».
Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру без его ведома», — на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка». Аль-Бухари, 5049; Муслим 1714.
Передается от Джабира, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в прощальной проповеди: «Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами, потому что вы взяли их (в жены) как доверие (амана) Аллаха. И близость с ними вам дозволена, согласно слову Аллаха. Ваше право по отношению к ним состоит в том, что они не должны впускать в ваше ложе (т.е. в дом) никого, против вашей воли. А если они поступят так, ударьте их, но не причиняйте страдания. Их право по отношению к вам состоит в том, что вы будете кормить и одевать их в разумных пределах». Муслим, 1218.
• Жилье. Оно также относится к правам жены. Это значит, что муж должен обеспечить супругу жильем, которое соответствует его достатку и способностям. Аллах говорит:
أسكنوهنَّ من حيث سكنتم مِن وُجدكم
«Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку» (Развод 65:6).
2. Нематериальные права
• Справедливость между женами. Ели у мужа несколько жен, то жена имеет право, чтобы он честно и справедливо делил между ними время, расходовал на содержание и обеспечение одеждой.
• Хорошее отношение. Муж должен относиться к жене с лаской и добротой, и делать все возможное, чтобы завоевать ее сердце. Аллах говорит:
وعاشروهن بالمعروف
«Живите с ними достойно» (Женщины 4:19).
ولهن مثل الذي عليهن بالمعروف
«Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права» (Корова 2:228).
Доводы из Сунны:
Передается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обращайтесь с женщинами хорошо». Аль-Бухари, 3153; Муслим, 1468.
Посмотрите, как хорошо обращался со своими женами Пророк (мир ему и благословение Аллаха), воистину, он – лучший пример для подражания:
Передается от Зайнаб бинт Аби Салямы, что Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах), сказала: «Однажды, когда я лежала вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, укрывшись куском плотной ткани, у меня начались месячные. Я потихоньку покинула его, взяв с собой одежду, предназначенную для подобных случаев, а когда вернулась, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «У тебя начались месячные?». Я ответила: «Да», и тогда он подозвал меня и уложил вместе с собой под ту же ткань».
Она сказала: «И она рассказала мне, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нередко целовал её во время соблюдения им поста и после интимной близости они совершали полное омовение из одного сосуда». Аль-Бухари, 316; Муслим, 296.
Передается, что Урва ибн аз-Зубайр сказал: «Аиша сказала: «Клянусь Аллахом, я видела, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стоял у дверей моей комнаты, когда абиссинцы состязались в метании копья в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха).Он накрыл меня своим плащом, чтобы я могла наблюдать за ним, и стоял так, пока мне не надоело. Поистине, вы должны понять, что маленькие девочки хотят играть». Аль-Бухари, 443; Муслим, 892.
Передается от матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) молился сидя. Он читал Коран сидя, а когда оставалось тридцать или сорок аятов, он вставал и читал их стоя. Затем он делал поясной и земной поклон, и повторял то же самое во втором ракаате. По окончанию молитвы он смотрел на Аишу, и если она не спала, то заговаривал с ней, а если спала, то и он ложился». Аль-Бухари, 1068.
• Не причинять жене вред. Это одна из основ Ислама. Если запрещено причинять вред посторонним людям, то по отношению к жене это запрещено еще больше.
Передается от Убейды ибн ас-Самита, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) Аллаха сказал: «Недопустимо причинять вред и причинять вред в ответ». Передал Ибн Маджа, 2340; имам Ахмад, аль-Хаким, ибн ас-Салах и др. признали хадис достоверным. См. «Халасат аль-Бадр аль-Мунир», 2/438.
Одна из вещей, на которую указывает Законодатель, это недопустимость жестокого обращения.
Передается от Джабира, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в прощальной проповеди: «Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами, потому что вы взяли их (в жены) как доверие (амана) Аллаха. И близость с ними вам дозволена, согласно слову Аллаха. Ваше право по отношению к ним состоит в том, что они не должны впускать в ваше ложе (т.е. в дом) никого, против вашей воли. А если они поступят так, ударьте их, но не причиняйте страдания. Их право по отношению к вам состоит в том, что вы будете кормить и одевать их в разумных пределах». Муслим, 1218.
Во-вторых:
Права, которыми обладает муж
Муж обладает великими правами над женой; он обладает большими правами, нежели жена, потому что Аллах говорит:
ولهن مثل الذي عليهن بالمعروف وللرجال عليهن درجة
«Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению» (Корова 2:228).
Аль-Джассас сказал: «В этом аяте Аллах говорит, что оба супруга имеют права друг над другом, но муж обладает одним исключительным правом, которого нет у жены».
Ибн аль-Араби сказал: «Этот текст указывает на то, что у мужа есть преимущество в супружеских правах».
К этим правам относятся:
• Обязательное послушание. Аллах создал мужчину попечителем женщины, поэтому, подобно тому, как опекун заботится о своем подопечном, мужчина руководит, направляет и заботится о женщине. Это связано с физическими и психическими особенностями, которыми Аллах наделил только мужчину, а также с материальными обязательствами, наложенными на него. Аллах говорит:
الرجال قوامون على النساء بما فضل الله بعضهم على بعض وبما أنفقوا من أموالهم
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (Женщины 4:34).
Ибн Касир сказал: «Али ибн Аби Тальха сказал, передавая слова Ибн Аббаса: ««Мужчины являются попечителями женщин» означает, что они ответственны за них, поэтому женщина должна повиноваться ему в том, что повелел Аллах, хорошо относиться к его семье и заботиться о его имуществе». Это было мнение Мукатиля, ас-Садди и ад-Даххака. См. «Тафсир Ибн Касир», 1/492.
• Интимная близость. Муж имеет право наслаждаться своей женой физически. Если мужчина женится на женщине, которая может вступать в интимную близость, то в соответствии с договором, она должна подчиниться ему, если он просит. Это происходит после того, как он выплатит махр, и, если это необходимо, даст ей время, обычно непродолжительное, два или три дня, чтобы подготовиться к совместной жизни.
Если муж предлагает интимную близость, а жена отказывается, то она совершает запретное и большой грех, за исключением случаев, когда это происходит по уважительной шариатской причине, например, во время менструации, обязательного поста, болезни и т.п.
Передается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если муж зовет жену в постель, а она отказывается, и он засыпает рассерженным, то ангелы проклинают её до утра». Аль-Бухари, 3065; Муслим, 1436.
• Не впускать в дом того, кто не нравится мужу. Муж имеет право, чтобы в его дом не заходил тот, кто ему не нравится.
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не разрешается женщине поститься в присутствии своего мужа без его позволения, и не разрешается ей пускать в дом кого бы то ни было без его позволения». Аль-Бухари, 4899; Муслим 1026.
Передается, что Сулейман ибн Амр ибн аль-Ахвас сказал: «Мой отец рассказывал, что видел прощальное паломничество посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он (мир ему и благословение Аллаха) восславил и восхвалил Аллаха, затем начала проповедь и сказал: «Обходитесь с женщинами по-доброму, ибо они у вас наподобие пленниц, и вы не имеет право на большее, если только они не совершили явную мерзость. Если они сделали это, то покидайте их ложе, и ударяйте их, не причиняя мучений. Если же они вернутся к послушанию, то не ищите против них путей. Поистине, у вас есть права на своих женщин, и у ваших женщин есть права на вас. Вы имеете право на то, чтобы ваши женщины не позволяли садиться на ваши постели кому-либо, кто неприятен вам, и не давали им разрешения входить в ваши дома. Права же женщин в отношении вас состоят в том, чтобы вы хорошо относились к ним, одевали их и кормили». Ат-Тирмизи (1163) сказал, что это достоверный, хороший хадис. Его также передал Ибн Маджа, 1851.
Передается от Джабира, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами, потому что вы взяли их (в жены) как доверие (амана) Аллаха. И близость с ними вам дозволена, согласно слову Аллаха. Ваше право по отношению к ним состоит в том, что они не должны впускать в ваше ложе (т.е. в дом) никого, против вашей воли. А если они поступят так, ударьте их, но не причиняйте страдания. Их право по отношению к вам состоит в том, что вы будете кормить и одевать их в разумных пределах». Муслим, 1218.
• Не выходить из дома без разрешения мужа. Муж имеет право, чтобы жена не покидала дом без его разрешения.
Шафииты и ханбалиты сказали: «Она не может навестить больного отца без разрешения мужа, и у него есть право препятствовать этому…потому что послушание мужу является обязательным, и нельзя пренебрегать обязательным в угоду необязательному».
• Дисциплина. Муж имеет право воспитывать жену, если она ослушается в благом, потому что Аллах повелел исправлять женское непослушание, избегая их в постели и побивая. Но муж не может воспитывать жену, если она не подчиняется ему в грехе.
Ханафиты выделили четыре случая, когда муж имеет право ударить жену: если она не украшается, когда он этого хочет; если у нее нет менструации, но она отказывается от интимной близости; если она не молится; и если она покидает дом без его разрешения.
О допустимости таких мер свидетельствуют следующие аяты:
واللاتي تخافون نشوزهن فعظوهن واهجروهن في المضاجع واضربوهن
«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте» (Женщины 4:34).
يا أيها الذين آمنوا قوا أنفسكم وأهليكم ناراً وقودها الناس والحجارة
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (Запрещение 66:6).
Ибн Касир сказал: «Катада сказал: «Приказывай им повиноваться Аллаху и запрещай им ослушаться Его. Ты должен нести ответственность за них в соответствии с приказом Аллаха и повелевать им слушаться Его, и помогать им в этом. Если ты видишь грех, то останови его и вынеси порицание.
Ад-Даххак и Мукатиль также считали, что мусульманин обязан рассказать своей семье, родственникам и рабам о том, что Аллах повелел и запретил». См. «Тафсир Ибн Касир», 4/392.
• Уход за мужем. Это подтверждается большим количеством аргументов, некоторые из которых приведены выше.
Шейх уль-Ислам Ибн Теймия сказал: «Она должна служить мужу в той мере, которая принята среди людей ее положения. Это зависит от условий: бедуинка прислуживает мужу не так, как горожанка, а сильная — не так, как слабая». См. «Аль-Фатава аль-Кубра», 4/561.
• Подчинение. После того, как все условия брачного договора выполнены и он вступил силу, женщина должна починиться мужу и позволить ему наслаждаться ею. После выполнения договора мужу разрешается наслаждаться физической близостью с женой, а ей полагается получить махр.
• Хорошее отношение к мужу. Аллах говорит:
ولهن مثل الذي عليهن بالمعروف
«Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности» (Корова 2:228).
Аль-Куртуби сказал: «От него (Ибн Аббаса) передавалось, что это означает: «Они имеют право на дружеское и доброе отношение своих мужей, так же как мужья имеют право на предписанное послушание.
Также было сказано, что они имеют право, чтобы мужья не причиняли им вред, и мужья имеют такое же право. Это мнение ат-Табари.
Ибн Зейд сказал: «Бойтесь Аллаха в отношении к ним, и пусть они боятся Аллаха в отношении к вам».
Эти объяснения близки друг к другу, и смысл аята охватывает все супружеские права». См. «Тафсир аль-Куртуби», 3/123-124.
И Аллах знает лучше
fatwaonline.net