Семья

Обряды, связанные с рождением ребёнка: О произнесении слов азана в ухо новорожденного (часть 3)

азан

Относительно данного положения и желательности произнесения слов азана в ухо новорожденного было разногласие среди имамов по причине разногласия в достоверности доводов данной главы.

Ученые, считавшие этот поступок желательным, опирались на хадис от Абу Рафи’а (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал азан в ухо аль-Хасану ибн ‘Али, когда его родила Фатима”. Абу Дауд 5105, ат-Тирмизи 1514. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и имам аль-Хаким.

Однако многие ученые говорили, что этот хадис является слабым по причине передатчика по имени ‘Асым ибн ‘Убайдуллах. Такие имамы, как Шу’ба, Ибн Ма’ин, Ахмад, аль-Бухари, Ибн Хаджар и др. назвали его слабым передатчиком. См. “Тахзиб аль-камаль” 13/500.

Поэтому, имам аз-Захаби возразил на слова аль-Хакима, что данный хадис с достоверным иснадом, и сказал: «Этот ‘Асым – слабый передатчик». См. “аль-Мустадрак” 3/179.

Также и после слов имама ат-Тирмизи, что этот хадис достоверный, шейх аль-Мубаракфури не согласился с ним и стал разъяснять причину слабости этого хадиса. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/108.

Этот хадис назвали слабым также имамы Ибн аль-Къаттан, Ибн Хаджар и аль-Мунауи. См. “аль-Уахм уаль-ихам” 4/594, “Тальхысуль-хабир” 4/149, “Файдуль-Къадир” 5/217.

Что касается шейха аль-Альбани, то он в одно время считал данный хадис достоверным, в силу существования других хадисов по данной теме. Однако впоследствии он пересмотрел это мнение и тоже назвал данный хадис слабым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/491.

Сторонники желательности произнесения слов азана также усиливали это и другими хадисами:

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил слова азана в ухо аль-Хасана и аль-Хусайна, когда они родились”. Таммам в “аль-Фауад” 333.

Однако этот хадис очень слабый, так как в иснаде этого хадиса передатчик по имени аль-Къасим ибн Хафс, которого имам Ахмад обвинял во лжи. См. “ар-Рауд аль-басим би-тартиб уа-ттахридж Фауаид Таммам” 3/447.

Также это мнение усиливали хадисом, который передается со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Когда родился аль-Хасан, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнёс азан в правое его ухо, а икъама в левое». аль-Байхакъи 6/390.

Этот хадис также недостоверный. В его иснаде целых три проблемы: Мухаммад ибн Юнус и Хасан ибн ‘Амр, которых имамы аль-Бухари, ад-Даракъутни, Абу Дауд и др. называли лжецами, а также аль-Къасим ибн Мутайиб, который является неприемлемым передатчиком. Поэтому имам аль-Байхакъи, шейх аль-Альбани и другие назвали этот хадис недостоверным. См. “Тахзиб аль-камаль” 26/66-78, “Тарих аль-кабир” 2/299, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 321.

Также сторонники желательности азана для новорожденного усиливали этот поступок хадисом, который передается от Умм аль-Фадль бинт аль-Харис (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “Когда я родила сына, я принесла его к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), который произнес слова азана в правое ухо, а слова икъама в левое, и назвал его ‘Абдуллахом”. ат-Табарани в “аль-Аусат” 9/101, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 26/352.

Однако этот хадис также недостоверный. Имам аль-Хайсами сказал: “В иснаде этого хадиса передатчик по имени Ахмад ибн Рашид аль-Хиляли, которого обвиняли во лжи по причине данного хадиса”. См. “Маджма’у-ззауаид” 5/187.

И наконец, они усиливали его пятым хадисом, который передается со слов аль-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если у человека родился ребенок, и он произнес азан ему в правое ухо, а икъама в левое, то ему не причинит вреда джинн по имени Умм Сыбьян». Абу Я’ля 6747, Ибн ас-Сунни 2/173.

Этот хадис также недостоверный, и слабым его назвали аль-Байхакъи, аль-Хайсами, аль-Бусыри и др. См. “аль-Итхаф” 7/91, “Маджма’у-ззауаид” 4/59.

Однако шейх аль-Альбани не был согласен с такой оценкой и сказал, что данный хадис не просто слабый, а выдуманный, поскольку в его цепи присутствуют два передатчика: Яхья ибн аль-‘Аля и Маруан ибн Салим, которых обвиняли в выдумывании хадисов. Имам Ахмад сказал: “Яхья ибн аль-‘Аля лжец, выдумывавший хадисы!” А Маруана ибн Салима называли лжецом, выдумывавшим хадисы, имамы Абу ‘Аруба аль-Харрани и ас-Сиджи. См. “Тахзиб аль-камаль” 27/393 и 31/486.

По этой причине аль-Альбани назвал этот хадис вымышленным. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 321.

Также сторонники правомочности произнесения азана и икъама в ухо новорожденного подкрепляют это мнение поступком халифа – ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, от которого передают, что когда у него рождался ребенок, он произносил слова азана в правое ухо, а слова икъама в левое.

Это сообщение упомянул хафиз Ибн Хаджар и сказал: “Я не видел у этого сообщения иснада. Его приводил Ибн аль-Мунзир”. См. “Тальхыс аль-хабир” 4/149.

Однако это сообщение от ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза приводится в сборнике ‘Абду-р-Раззакъа «аль-Мусаннаф» (№ 7985) с непрерывным иснадом. Но это сообщение недостоверное, поскольку в цепи этого сообщения присутствует передатчик по имени Ибрахим ибн Аби Яхья, которого обвиняли во лжи. Абу Хамам говорил о нем: “Я слышал, как он ругал некоторых саляфов”. Когда имама Малика спросили о нем: «Является ли он надежным в хадисах?», — он сказал: “Нет! И в религии тоже ненадежный!” Имам Ахмад сказал о нем: “Он къадарит, джахмит, и всё зло содержится в нем”. Имам аль-Бухари сказал: “Он къадарит и джахмит, его оставили Ибн аль-Мубарак и другие”. Ибн Ма’ин и Абу Дауд сказали о нем: “Рафидит и лжец!” См. “Тазкира аль-хуффаз” 1/246.

И это и есть все аргументы, касающиеся вопроса произнесения азана и икъама в ухо новорожденного. И как нам стало ясно, нет ничего достоверного в Шариате относительно этого поступка, и по этой причине Ашхаб передавал, что имам Малик порицал чтение азана в ухо новорожденного. См. “ан-Науадир уа-ззиядат” 4/337.

Однако следует отметить, что самый первый хадис в этой главе от Абу Рафи’а, о произнесении азана в ухо новорожденного, является менее слабым из всех хадисов на эту тему. По этой причине многие имамы, которые высказывались относительно слабости данного хадиса, говорили о желательности этого поступка, усиливая его упомянутыми ранее хадисами данной главы.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “Вероятно, этот хадис усиливается для них (ат-Тирмизи и аль-Хакима) другим путем и становится достоверным”. См. “аль-Бадр аль-мунир” 9/348.

Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Слова ат-Тирмизи: «На этот хадис опирались», т.е. на хадис от Абу Рафи’а относительно произнесения слов азана в ухо младенца сразу после его рождения. Если ты скажешь: «Как на этот хадис можно опираться, если он слабый? Ведь в иснаде хадиса ‘Асым ибн ‘Абдуллах, как тебе известно». Я скажу: «Да, он слабый передатчик, однако хадис усиливается тем хадисом, который передаётся от аль-Хасана ибн ‘Али, да будет доволен им Аллах, который приводят Абу Я’ля и Ибн ас-Сунни»”. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/109.

Имам аль-Байхакъи сказал: “Каждый мусульманин, у которого родился ребенок, независимо от того, мальчик это или девочка, должен воздать хвалу Аллаху и возблагодарить Его за то, что Он вывел из его хребта потомство, которое будет обращаться за него с мольбой, причисляться к нему, поклоняться Аллаху и увеличивать число жителей земли, покорных Аллаху. Затем ему следует воплотить касательно своего новорожденного два хадиса. Первый – произнесение азана в его ухо после рождения, произнося азан в правое ухо, а икъама в левое. Второй – сделать ему тахник при помощи финика или при его отсутствии чем-либо сладким”. См. “Шу’аб аль-иман” 11/104.

Имам ан-Науауи говорил: “Сунной является произнесение слов азана в ухо ребенка при его рождении, независимо от того мальчик это или же девочка”. См. «аль-Маджму’» 8/442.

Имам Ибн аль-Къайим писал: “Смысл произнесения слова азана в ухо ребенка состоит в том, чтобы первыми словами, которые услышит ребенок, были слова, возвеличивающие Аллаха и свидетельствующие о Его единовластном господстве. Также известно, что слова азана прогоняют шайтана. Также в этом поступке есть и другой смысл, а это призыв ребенка с рождения к Аллаху, Его религии Ислам и поклонении Ему одному”. См. “Тухфатуль-маудуд” 37.

Однако другие ученые считали, что на данную тему нет ничего достоверного ни от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого-либо из числа сподвижников и саляфов. И говорили, что хадис Абу Рафи’а не может усиливаться упомянутыми хадисами на эту тему, поскольку эти хадисы не просто слабы, ибо в них есть лживые и выдумывавшие хадисы передатчики, как нам стало известно. А для того, чтобы слабые хадисы усиливали друг друга необходимо, чтобы слабость хадисов заключалась в плохой памяти или ошибках передатчиков, но, ни в коем случае не в лживости, нечестии или выдумывании хадисов. См. “Къауа’ид ат-тахдис” 90, “Шарх ан-нухба” 25.

Но если кто-то всё же будет опираться на хадис Абу Рафи’а и слова упомянутых имамов, говоривших о желательности произнесения азана в ухо новорожденного, то нет в этом ничего порицаемого. И не следует за это порицать и обвинять мусульман в нововведении, поскольку у этого поступка есть основа, хоть и слабая, но все же есть. А шейх Ибн Баз касательно произнесения слов азана в ухо новорожденного говорил: “Вопрос этот широкий, и если кто-то будет это делать, опираясь на данные хадисы, то нет в этом проблем, а если кто-то не будет этого делать, то и в этом нет проблем”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб”.

Следует мудро и мягко объяснять, что все хадисы в этой теме недостоверные, и что совершение этого не является установленной Посланником (мир ему и благословение Аллаха) Сунной.

 

toislam

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх