Степени Хидайа
1 – Беседа Всевышнего Аллаха с кем-то из Его рабов, наяву и без посредников.
Это самая высшая степень наставления на прямой путь. Как например, Всевышний Аллах говорил с Мусой сыном Имрана (салявату Ллахи уа салямуху ’аля набийина уа ’алейхи). Всевышний Аллах говорит:
«А с Мусой Аллах вел беседу». (Сура ан-Ниса, аят 164)
В начала этого аята Всевышний Аллах говорит об откровении, которое было дано Нуху (мир ему) и другим пророкам, а затем выделяется Муса (мир ему), с которым Всевышний Аллах вел беседу. Всевышний Аллах говорил с ним разговором, и это непереносный смысл, ведь, Всевышний Аллах употребил слово /таклим/ – то есть беседа. И это удаляет сомнения искажающих аяты, джахмитов и му’тазилитов, которые заявили, что это не было беседой, а было всего лишь внушением.
Всевышний Аллах сказал:
«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: “Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя”. Он сказал: “Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня”. Когда же Господь его показался горе, то разбил ее и превратил в песок, а Муса упал без сознания. Придя в себя, он сказал: “Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих”». (Сура аль-А’раф, аят 143)
2 – Откровение пророкам.
Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него». (Сура ан-Ниса, аят 163
А также:
«Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу». (Сура аш-Шура, аят 51)
Всевышний Аллах сделал откровение одним из видов Его речи. Однако в первом аяте сначала упоминается откровение, а затем беседа. Если под словом /таклим/ имеется ввиду беседа Аллаха с кем-то без посредников, то она стоит наряду с откровением. А если же под словом /таклим/ имеется ввиду общая Речь ко всем творениям, как например, Коран – это тоже речь Аллаха, то такая Речь – это один из видов откровения.
/аль-Уахйу/ в арабском языке – быстрое и скрытое уведомление.
3 – Послание Аллахом посланников из числа ангелов к посланникам из числа людей.
Ангелы посылались с целью донести до людей то, что приказал Всевышний Аллах.
Первые три степени хидайа (ведения по прямому пути), присущи только пророкам.
Посланники из числа ангелов либо принимали человеческий облик и люди видели их, и говорили с ними. Либо ангел предстает пред пророками в своем истинном образе. Либо ангел входит в посланника из числа людей и внушает ему откровение от Всевышнего Аллаха, а затем покидает его. И все эти три вида передачи послания случились с пророком (мир ему и благословение Аллаха).
4 – Внушение правильного решения /тахдис/.
Пророческое откровение стоит выше, чем эта степень. Более того, эта степень даже ниже степени правдивейших /сиддиков/. Эта степень имела место в отношении Умара ибн аль-Хаттаба. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Среди израильтян, живших до вас, были люди, которым (нечто внушалось свыше), несмотря на то что пророками они не являлись, и если есть такой и в моей общине, то им является ‘Умар». Бухари, 3689.
/ат-Тахдис/ – то есть ему внушается в сердце что-то, а потом происходит так, как ему внушалось.
Сказал наш шейх (Ибн Теймия): «Правдивейший /сиддик/ занимает более совершенное место, чем тот, кому внушается. Потому что правдивейший, благодаря своей совершенной вере и совершенному следованию за пророком (мир ему и благословение Аллаха), не нуждается во внушении. Правдивейший отдал свое сердце тому, с чем пришел пророк (мир ему и благословение Аллаха), внешне и внутренне».
Также он сказал: «Тот, кому было что-то внушено, должен сверять это с тем, что принес пророк (мир ему и благословение Аллаха). Если его мысли соответствуют религии, то их нужно принимать, а если нет, тогда они отвергаются. Отсюда мы понимаем, что степень правдивейших превосходит степень внушения».
Также он сказал: «Многие последователи мистических течений и невежды говорят: “Сообщило мне мое сердце от моего Господа”. Да, верно! Его сердце сообщает ему что-то, но от кого? От шайтана или от Господа? Когда он говорит: “Сообщило мне мое сердце от моего Господа”, не зная от кого оно на самом деле, он возводит ложь на Всевышнего Аллаха.
И если тот, кому внушалось в этой умме (Умар ибн аль-Хаттаб) не произносил такие слова, как они могут говорить такое? Более того, когда его писарь подписал письмо: «И это то мнение, которое показал Всевышний Аллах повелителю правоверных, Умара ибн аль-Хаттабу», – Умар сказал:«Вычеркни это! Напиши: “Это мнение Умара ибн аль-Хаттаба. Если это истина, то это от Аллаха, а в противном случае это ошибка самого Умара, а Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) непричастны к этому”».
Также, когда у Умара спросили по поводу человека, который оставил наследство, однако у него не было наследников, он ответил: «Я говорю об этом на основании своего мнения. Если я прав, то это от Аллаха, а если я ошибся, то это от меня и от шайтана».
5 – Внушение понимания /ифхам/.
Всевышний Аллах сказал:
«Помяни также Давуда и Сулеймана, которые судили о ниве, потравленной ночью чужими овцами. Мы были Свидетелями их суда. Мы помогли Сулейману разобраться в этом и даровали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание». (Сура аль-Анбийа, аяты 78-79)
Всевышний Аллах упоминает в этом аяте двух благородных пророков, которым Он даровал мудрость и знание. Но в этом аяте выделен именно Сулейман (мир ему), которому было даровано понимание /ифхам/.
Также сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды я спросил ‘Али, да будет доволен им Аллах: “Знаете ли вы что-нибудь об откровениях помимо тех, что содержатся в Книге Аллаха?” ‘Али ответил: “Нет, клянусь Тем, Кто расщепляет зёрна и создаёт души, я об этом ничего не знаю, но мы обладаем пониманием /ифхам/ Корана, даруемым Аллахом человеку, и есть у нас то, что написано на этом листе”. Я спросил: “А что написано на этом листе?” Он сказал: “То, что следует выплачивать /дия/, освобождать пленных и не убивать мусульманина за неверного”». Бухари, 3047.
/Дия/ – компенсация за убийство, выплачиваемая ближайшим родственникам убитого.
Умар ибн аль-Хаттаб написал письмо Абу Мусе аль-Аш’ари, в котором было сказано:«Стремись обрести понимание /ифхам/ в тех вопросах, которые поставлены перед тобой».
Понимание – это милость Аллаха для Его рабов, это свет, брошенный в сердце раба. С помощью этого света раб познает то, что не могут познать другие.
Понимание слов Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) – это признак того, что человек из правдивейших. И в понимании есть разные степени, а понимающим из тысячи может быть только один.
Посмотрите на понимание Ибн Аббаса. Когда собрались люди в числе которых был и Умар, и участники битвы при Бадре. Умар спросил относительно аятов:
«Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния». (Сура ан-Наср, аяты 1-3)
Умар спросил: «Что вы понимаете из этой суры?» Ибн Аббас ответил: «В этих аятах уведомление пророка (мир ему и благословение Аллаха) о его близкой смерти». Это поняли только Умар и ибн Аббас, а для других, несмотря на величие их положения, данное понимание не было известно. Ведь, внешне в этой суре не видно упоминания о смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха). Бывают такие тонкие вопросы, связанные с пониманием, которые неизвестны большинству людей.
6 – Общее разъяснение.
Это общее разъяснение истины, и проведение границ между истиной и ложью, с помощью доказательств. И истина становится видной для сердца, также как для глаза видны окружающие предметы.
Этот вид хидайа – довод от Аллаха для Его творений. Без этого вида хидайа Всевышний Аллах никого не наказывает и никого не вводит в заблуждение. Всевышний Аллах сказал:
«Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться. Воистину, Аллах знает о всякой вещи». (Сура ат-Тауба, аят 115)
Введение в заблуждение, после разъяснения, это наказание для людей. Всевышний Аллах никого не вводит в заблуждение, без предварительного разъяснения.
Если ты познаешь это, то познаешь секреты предопределения, и уйдут от тебя многие сомнения. Ты поймешь, почему Всевышний Аллах вводит в заблуждение некоторых людей. И в Коране ясно рассказано об этом во многих местах. Всевышний Аллах говорит:
«Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца». (Сура ас-Сафф, аят 5)
А также:
«Они говорили: “Наши сердца покрыты завесой”. О нет, это Аллах запечатал их сердца за их неверие». (Сура ан-Ниса, аят 155)
А также:
«Мы отворачиваем их сердца и умы, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии». (Сура аль-Ан’ам, аят 110)
Задумайся над этим моментом, так как это очень важно.
Всевышний Аллах говорит:
«Что же касается самудян, то Мы указали им на прямой путь, но они предпочли слепоту верному руководству». (Сура Фуссылят, аят 17)
Разъяснение и указание – это условие становления на прямой путь. Но необязательно бывает такое, что человек после разъяснения и указания становится на прямой путь. Так как после разъяснения и доказательства требуется еще помощь Всевышнего Аллаха и внушение сердцу.
Разъяснение бывает двух видов:
1 – Разъяснение путем чтения аятов Писания.
2 – Разъяснение путем знамений Всевышнего Аллаха.
Эти два вида являются доказательствами на единственность Всевышнего Аллаха, на Его имена, на Его атрибуты, на Его совершенство, на правдивость Его посланников. Всевышний Аллах призывает посредством Его аятов к размышлению над видимыми знамениями. С аятами Всевышний Аллах послал Своих посланников. Он сделал аяты для них и для ученых после них средством призыва.
А после разъяснения Всевышний Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает. Всевышний Аллах сказал:
«Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения. Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Он – Могущественный, Мудрый». (Сура Ибрахим, аят 4)
7 – Особое разъяснение.
Результатом этого является то, что человек встает на прямой путь. Это наставление объединило в себе заботу Аллаха, Его помощь, избрание каких-то людей. Всевышний Аллах пресекает пути, которые могут сбить человека. Он удаляет их от сердца. Если есть этот вид наставления, значит человек будет на прямом пути.
Всевышний Аллах сказал:
«Как бы ты ни хотел наставить их на прямой путь, Аллах не наставляет на прямой путь тех, кого Он вводит в заблуждение, и не будет у них помощников».(Сура ан-Нахль, аят 37)
8 – Дарование возможности услышать.
Всевышний Аллах сказал:
«Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они все равно бы отвернулись с отвращением». (Сура аль-Анфаль, аят 23)
А также:
«Не равны слепой и зрячий, мраки и свет, тень и зной. Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле. Ты – всего лишь предостерегающий увещеватель». (Сура Фатыр, аяты 19-23)
До неверных было донесено и им был предъявлен довод. И эта степень нечто более особенное, чем просто услышать ушами. Это не услышание ушами, а услышание сердцем. Вообще, у речи есть произношение и смысл. Что касается слов, то это относится к ушам.
А что касается смыслов, то это относится к сердцам. Всевышний Аллах говорит, что не дал неверным возможности услышать, и тут имеется ввиду слух сердца. Однако их уши слышали, так как Аллах сказал:
«Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа, они выслушивали его, забавляясь. Сердца же их оставались беспечными». (Сура аль-Анбийа, аяты 2-3)
И это не принесет человеку ничего, кроме того что до него доведен довод. Однако от такого слышания нет никаких плодов, если сердце остается беспечным. Всевышний Аллах говорит, что такие люди говорят:
«”Что он сказал только что?”. Это – те, сердца которых Аллах запечатал». (Сура Мухаммад, аят 16)
Какая же разница между этой степенью и степенью внушения понимания /ифхам/? Степень дарования возможности услышать связана с ушами, а степень внушения понимания /ифхам/ – это нечто большее. С одной стороны степень дарования возможности услышать более узкая, чем степень внушения понимания /ифхам/, но с другой стороны все наоборот. Степень внушения понимания /ифхам/ связана со смыслами, выводами и с тем, на что эти смыслы указывают. А степень дарования возможности услышать связана с доведением речи до сердца.
Поэтому само слышание делится на слышание ушами, слышание сердцем, слышание приема истины и ответа на нее.
9 – Внушение /ильхам/.
Всевышний Аллах сказал:
«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик и внушил ей порочность ее и богобоязненность!» (Сура аш-Шамс, аят 7-8)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Хусейну ибн Мунзиру аль-Хуза’и, когда он принял Ислам: «Скажи: “О Аллах! Внуши мне следование истине и защити меня от зла моей души”». Тирмизи, 3483; Хадис да’иф (слабый). См. «Да’иф аль-Джами’», 4098.
А в чем разница между внушением правильного решения /тахдис/ и внушением /ильхам/? /ат-Тахдис/ нечто более особенное, чем просто /ильхам/. /Ильхам/ случается с каждым верующим, в зависимости от степени его имана. Ведь, Аллах внушил каждому верующему следование по прямому пути. Что касается /тахдиса/, то передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Среди израильтян, живших до вас, были люди, которым (нечто внушалось свыше), несмотря на то что пророками они не являлись, и если есть такой и в моей общине, то им является ‘Умар». Бухари, 3689.
/Тахдис/ – это особый вид /ильхама/. /Ильхам/может быть дан либо совершеннолетнему /мукалляф/, либо несовершеннолетнему (неразумному). Всевышний Аллах сказал:
«Мы внушили матери Мусы: “Корми его грудью”». (Сура аль-Касас, аят 7)
А также:
«Я внушил апостолам: “Уверуйте в Меня и Моего посланника”». (Сура аль-Маида, аят 111)
А также:
«Твой Господь внушил пчеле: “Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях”». (Сура ан-Нахль, аят 68)
Все это внушение /ильхам/.
/Ильхам/ может внушить ангел. Как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Ангел может повлиять на сердце человека и шайтан может повлиять на сердце человека. Ангел обещает сердцу человека благо и заставляет верить в Обещание. Шайтан обещает сердцу человека зло и заставляет не верить в обещание». А затем он прочел:
«Дьявол угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость». (Сура аль-Бакара, аят 268) Передали Тирмизи, 2988; Абу Йа’ля, 4999; Ибн Хиббан, 998.
Всевышний Аллах сказал:
«Вот твой Господь внушил ангелам: “Я – с вами. Укрепите тех, которые уверовали!”» (Сура аль-Анфаль, аят 12)
По поводу толкавания этого аята было сказано: «“Укрепите тех, которые уверовали!”– то есть дайте силы их сердцам, внушите им чувство, что им оказывается помощь».Другие же сказали: «“Укрепите тех, которые уверовали!” — то есть участвуйте вместе с ними в сражениях». Оба мнения правильные.
Также в сердце каждого верующего есть увещеватель от Всевышнего Аллаха. Сообщается со слов ан-Нуваса ибн Сама’ана, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах привел в пример прямой путь /ас-сырат аль-мустакъим/. По бокам этого пути две стены и в них открытые двери, а на дверях опущенные завесы. Есть призывающий в начале пути, а есть призывающий над этим путем. Прямой путь – это ислам, две стены – это границы Всевышнего Аллаха. Открытые двери – это запреты Аллаха и никто не войдет в двери, пока не откроет завесу. Призывающий в начале пути – это Книга Аллаха, а призывающий над путем – это увещеватель от Него в сердце раба». См. «Тахридж мишкат аль-Масабих», 189; Также подобный хадис у Тирмизи, 2859. Это и есть Божественное внушение посредством ангела.
Другой вид внушения – это шепот со стороны джиннов. Джинны бывают праведными верующими, а также бывают неверными. И вот этот шепот бывает двух видов:
1 – Шепот, слышимый ушами.
2 – Нашептывание в сердце человека.
Джинн либо что-то обещает человека, либо заставляет его мечтать. Всевышний Аллах говорит:
«Он дает им обещания и возбуждает в них надежды. Но дьявол не обещает им ничего, кроме обольщения». (Сура ан-Ниса, аят 120)
А также:
﴿الشَّيْطَانُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ وَيَأْمُرُكُم بِالْفَحْشَاء ﴾
«Дьявол угрожает вам бедностью и велит творить мерзость». (Сура аль-Бакара, аят 268)
Последний вид внушения /ильхам/ – это внушение самой души. Человек может полагать, что это откуда-то извне, а на самом деле это от его души. Это часто случается с идущим по прямому пути. Он часто совершает ошибки, думая, что это внушение от Всевышнего Аллаха.
10 – Правдивое сновидение.
Это одна из частей пророчества. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Правдивое сновидение – это одна из сорока шести частей пророчества». См. «Сильсиля ас-Сахиха», 3014.
Это то, с чего начинались откровения пророка (мир ему и благословение Аллаха). Правдивость сновидения зависит от правдивости того, кто видит это сновидение. Люди, у которых самые правдивые сновидения, произносят самые правдивые речи. Чем ближе судный час, тем меньше ошибок в сновидениях, как об этом говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Это происходит потому что люди все дальше и дальше уходят от времени пророчества. Когда же был силен свет пророчества, люди не нуждались в сновидениях.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не осталось от пророчества ничего, кроме радостных вестей”. Люди спросили: “А что такое радостные вести?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Благие сновидения”». Бухари, 6990; «Сахих аль-Джами’», 5198.
Если сны мусульман совпадают, то это практически исключает возможность лживости сна. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в своё время нескольким людям из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было открыто во сне, что ночью предопределения будет одна из семи последних ночей рамадана, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждёт ночи предопределения, ожидает её (наступления) в течение семи последних (ночей)». Бухари, 2015; Муслим, 1165.
Сновидение подобно внушению. Сновидение может быть от Всевышнего Аллаха, либо от собственной души, либо от шайтана. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сновидения бывают трех видов: сновидение от Аллаха, грустное сновидение от шайтана и сновидение о том, о чем человек думал наяву».См. «Сильсиля ас-Сахиха», 3014.
Какой из этих трех видов сновидения относится к /хидайа/? Это сновидение от Всевышнего Аллаха. Что касается сновидений пророков, то это называется откровением /вахйу/, так как сны пророков обезопашены от шайтана. В этом единодушна вся община, и поэтому Ибрахим (мир ему), увидев сон относительно принесения в жертву Исмаиля, сразу понял, что это от Всевышнего Аллаха.
Что касается сновидений других людей, то это не является откровением. Поэтому такие сновидения обязательно нужно сверять с пророческими откровениями. Если кто-то хочет правдивые сны, то пусть стремится во всем быть правдивым. Пусть есть только дозволенное и выполняет приказы и запреты Всевышнего Аллаха. Пусть ложится спать в состоянии омовения.
Пусть ляжет направившись к Каабе, поминая Аллаха до тех пор, пока глаза его не слипнутся и он не уснет. В таком случае его сны не будут лгать. Самые правдивые сны снятся в последнюю треть ночи. Потому что в это время Всевышний Аллах нисходит на первое небо, приближается Его милость и прощение и шайтаны бывают наименее активны.
Ибн Каййим