Противоядие для защиты супругов от развода
Поистине, ислам позаботился о создании семьи, и о ее благородной жизни в сени учения высокочтимого шариата и руководства лучшего из созданий, нашего пророка Мухаммада ибн ‘Абдуллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Воистину, он был идеальным примером и великим образцом. «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха»[1]. Тот, кто желает прожить счастливую супружескую жизнь, должен придерживаться этого прямого пути и верной дороги.
Достойно сожаления то, что распространилось в исламских обществах в виде поспешности развода из-за причин, которые можно исправить. Я посчитал, что необходимо обратить внимание на это положение, — поскольку в нем имеется плохое воздействие на личность и общество, — а также исследовать его причины и изучить средства его исправления в сени исламского учения. И я принялся писать об этой теме в исследовании, которое я назвал: «Противоядие[2] для защиты супругов от развода», прося у Всевышнего Аллаха помощи, наставления и принятия, и надеясь, что разумные примут его и будут действовать согласно ему.
Во-первых, я упомянул в нем исламский путь оберегания супружеской жизни. Затем я присоединил к нему разъяснение плодов брака.
После чего я подробно описал причины развода и попытался указать на исправление каждой причины, которую можно поправить, разъясняя причины развода со стороны мужа, затем со стороны жены, а потом со стороны родственников обоих супругов или других лиц. Далее я прояснил результаты развода, а затем дал совет каждому, кто может быть причиной развода.
Потом я упомянул то, что можно сделать после наступления развода, как последняя попытка для исправления перелома, объединения союза и исправления отношений между супругами. Затем я завершил тему упоминанием того, что следует после затруднения жизни между супругами, а это – разлучение, как сказал Всевышний: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму»[3]. Потом я упомянул предписания развода, и целью здесь является (поиск соблаговоления) Аллаха. И да будет благословение и приветствие Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Путь шариата в оберегании супружеской жизни
Поистине, Всевышний Аллах установил для супругов положения, при помощи которых их жизнь становится правильной, а их совместное проживание становится продолжительным. Также Он сделал обязательными для каждого из супругов права, которые необходимо соблюдать по отношению друг к другу. Мы упомянем здесь совокупность священных текстов шариата, которые разъяснили эти права. И это — путь, который необходимо соблюдать супругам для того, чтобы прожить счастливую жизнь.
Всевышний сказал: «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению»[4]. Всевышний также сказал: «После чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму»[5]. Пречистый Аллах еще сказал: «Живите с ними достойно»[6]. Также Всевышний сказал: «Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку»[7].
От Му’авии ибн Хайды аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, передано, что он сказал: «Я спросил: «О, посланник Аллаха, какое право имеют наши жены?» Он ответил: «Если ты ешь, то должен кормить и ее, если ты одеваешься, то должен одевать и ее. И не бей ее по лицу и не говори: «Да обезобразится твое лицо», и не отлучай ее, кроме как в своем доме (не выгоняй ее из дому)»[8].
От Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах, передается, что она сказала: «Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Какая бы женщина ни умерла, в то время как ее муж остался доволен ею, она войдет в рай»[9].
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «У посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросили: «Какая из женщин лучше?» Он ответил: «Та, которая радует (своего мужа), если он посмотрит на нее. Она повинуется его велениям, и не противоречит ему ни в себе, ни в своем имуществе тем, что ему не нравится»[10].
Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Если мужчина позвал свою жену к постели, и она отказалась прийти, ангелы будут проклинать ее до наступления утра»[11].
От Талька ибн ‘Али, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Если мужчина позвал свою жену для своей нужды, пусть она явится к нему, даже если и будет у печи[12]«.[13]
От ‘Амра ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, передано, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Послушайте, поистине, вы имеете право над своими женщинами. И ваши женщины также имеют право над вами. Что касается вашего права над вашими женщинами, так это чтобы они не позволяли сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите[14]. И чтобы они не разрешали входить в ваши дома тому, кого вы не любите. Послушайте, их право над вами, чтобы вы хорошо одевали и кормили их»[15].
Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Женщине недозволенно соблюдать (добровольный) пост в присутствии своего мужа, кроме как с его разрешения, и она не должна разрешать входить в его дом (кому-либо), кроме как с его разрешения»[16].
Это лишь небольшое количество воды из большого разлива. Кто желает дополнения по этому вопросу, пусть прочтет главы о браке в книгах сунны и описания жизни Избранного, да благословит и приветствует его Аллах, с его супругами, матерями правоверных, да будет доволен всеми ими Аллах, ибо в этом содержится много блага и обилие знания.
[1] Союзники-21.
[2] «Ат-тирьяк» — сложное лекарство от вреда яда. В дальнейшем это слово стало использоваться для всякого полезного физического или духовного лекарства.
[3] Корова-229.
[4] Корова-228.
[5] Корова-229.
[6] Женщины-19.
[7] Развод-6.
[8] «Сунан Абу Давуда», Книга брака, глава «Право жены над мужем», №2142. Это хороший хадис. См.: «Джами’ аль-усуль» с выверкой ‘Абдулькадыра аль-Арнаута, 6/505.
[9] «Сунан ат-Тирмизи», Книга молочного вскармливания, глава о том, что было приведено о праве мужа над женой, №1161. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, малоизвестный хадис». «Сунан Ибн Маджи», Книга брака, глава о праве мужа над женой, №1854. (От переводчика: см.: «Аль-Вахият» 2/141 Ибн аль-Джаузи, «аз-За’ифа», №1426.)
[10] «Сунан ан-Насаи», Книга брака, глава «Какая из женщин лучше», №3231, а также «Муснад Ахмада» 2/251. Его цепочка передачи хорошая. См.: «Джами’ аль-усуль» с выверкой ‘Абдулькадыра аль-Арнаута, 6/498. Текст Ахмада: «И она не противоречит ему тем, что ему не нравится, ни в себе, ни в его имуществе». Мулла ‘Али аль-Кари объяснил версию: «Ни в своем имуществе», что здесь имеется в виду имущество ее мужа, которое находится в ее руках, подобно словам Всевышнего: «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества» (Женщины-5). См.: «Миркат аль-Мафатих», 3/471.
[11] «Сахих аль-Бухари», Книга брака, глава «Если женщина проведет ночь, удалившись от постели мужа», №5193. «Сахих Муслима», Книга брака, глава о запрете отказываться от постели мужа, №1436. (От переводчика: Ибн Абу Джамра сказал, что под приглашением в постель имеется в виду супружеская близость, как сказано в другом хадисе: «Ребенок – относится к постели». Явный смысл хадиса указывает, что имеется в виду приглашение ночью. Однако это не означает, что жена может отказываться от приглашения мужа днем, ибо ночь указана потому, что чаще это происходит ночью. Ибн Хаджар сказал, что это подтверждается тем, что в одной из версий хадиса Муслима от Абу Хурайры сказано: «Тот, Кто на небе, будет разгневанным на нее, пока (ее муж) не будет доволен ею». Общий смысл этого хадиса указывает на то, что имеется в виду не только ночь, но и день. Имеются также другие достоверные хадисы с общим смыслом. См.: «Фатх аль-Бари».)
[12] У которой она печет хлеб. См.: «Ан-Нихая» ибн аль-Асира, 1/199.
[13] «Сунан ат-Тирмизи», Книга молочного вскармливания, глава о том, что приведено о праве мужа над своей женой, №1160. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, малоизвестный хадис».
[14] То есть, чтобы они не позволяли посторонним мужчинам, (не являющимся родственниками, с которыми нельзя вступать в брак), входить к ним, (сидеть) и беседовать с ними. Ранее это было обычаем арабов, и они не считали это сомнительным действием, и не видели в этом ничего плохого. Когда же был ниспослан аят занавеса, им было запрещено это. «Ан-Нихая фий гариб аль-хадис валь-асар» Ибн аль-Асира, 5/201.
[15] «Сунан ат-Тирмизи», Книга вскармливания, глава о праве жены над мужем, №1163. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, достоверный хадис». «Сунан Ибн Маджи», Книга брака, глава «Право женщины над мужем», №1851.
[16] «Сахих аль-Бухари», Книга брака, глава «Женщина не позволяет входить в дом своего мужа никому, кроме как с разрешения своего мужа», №5195. «Сахих Муслима», Книга закята, глава «То, что расходовал раб из имущества своего хозяина», №1026. (От переводчика: Навави сказал в своем комментарии, что здесь так же, как и с милостыней: можно пускать в дом кого-либо, если заранее известно о разрешении мужа на это.)